В помощь молодому специалисту

В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль умирает.

Как раз это и происходит сегодня со школой. Почему это происходит, ответит каждый: в школе мало платят. Аргумент более чем веский, возразить на это трудно.

Но если бы материальная сторона вопроса была единственной, это было бы полбеды. Существует большое количество людей, которые отдают приоритет комфорту работы и получаемому удовольствию, и ради этого готовы жить на не самую большую зарплату.

Основная проблема глубже: в современной школе молодой учитель работать практически не может. "Практически", на теоретическом уровне все худо-бедно нормально. Давайте рассмотрим схему стандартной ситуации. По окончании школы абитуриент поступает в педагогический вуз, учится там в течение 4-5 лет. Помимо научных дисциплин, он изучает методику, и рано или поздно перед студентом встает вопрос: "А не пойти ли мне в школу?". Тем более, что для многих это оказывается действительно интересным, педпрактика часто оборачивается впечатлением радостным. Что никто из молодых не хочет идти в школу - это миф.Шли-то многие, а вот кто остался - это вопрос.

Но перед тем, как наш герой войдет в школу, небольшой комментарий. Кто он такой - молодой человек, окончивший институт? Во-первых, как профессионал, он еще достаточно слаб - сдавая в институте экзамены, он выучивал факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Как известно, чтобы действительно знать предмет, по нему зачастую надо самому прочитать аудитории курс. Такой практики у молодого человека, естественно, нет.

Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 5-8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется, с другой - этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как ученика, у него опять же нет опыта.

И, в-третьих (хотя это надо бы по значимости поставить на первое место), он совершенно не понимает, что его первая работа - это десятилетиями складывавшаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.

И начинается решение задачки с тремя вышеописанными неизвестными. На первых порах ему все в школе улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели - душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются конфликты.

 

Конфликт N_ 1. Администрация

То, что для школьных директоров и завучей сегодняшний тинейджер - существо странное и абсолютно непонятное - об этом говорить нет смысла. Школьная экскурсия, дискотека или выпускной вечер - всегда момент чрезвычайной опасности, требующий всеобщей учительской мобилизации, блокирования входов/выходов и перевода всех человеческих ресурсов в "готовность N_1". Но молодой учитель - это тоже "непонятный зверь". По возрасту он от 11-классников отличается не так уж сильно (что такое срок в 5-8 лет для 50-летнего директора?).

Кроме того, представления о специфике профессии у неофита, с точки зрения школьного администратора, отсутствуют - он не знает самых очевидных вещей. Молодой учитель сталкивается с таким объемом школьной документации, что начинает ощущать свою полную профнепригодность.

В итоге весь первый год молодой человек понимает очень мало из происходящего и пытается вписаться в предлагаемые рамки. В результате в указанный период он совершает множество ошибок, каждая из которых может быть "награждена" строгим выговором, а то и увольнением. Терпеливо-внимательная администрация, которая могла бы молодому специалисту спокойно, без нервов все толково объяснить - большая редкость, поэтому даже без выговоров учитель пишет гору объяснительных и докладных с мотивацией и раскаянием относительно очередного "ужаснейшего" поступка, который он совершил, не зная, как поступать.

 

Конфликт N_ 2. Ученики

Впервые входя в класс, учитель открывает приготовленный конспект и думает: "Так, тема урока у нас сегодня такая? Начну с этого, перейду к этому, задам такие-то вопросы и т.д." Но звенит звонок, дети рассаживаются и? все идет наперекосяк. То, что только что казалось таким интересным, не вызывает никакого оживления у класса, вопрос оказывается слишком сложно сформулирован и ученики его вообще не понимают, потому что привыкший к институтской среде, вчерашний студент говорит безумно сложными конструкциями.

Нового учителя ученики всегда начинают "пробивать", пробовать, что называется, "на слабо". В трудном классе это может принять весьма экстравагантные формы, воспитанные дети проведут этот этап спокойнее. Но он обязательно будет: могут начать стучать или громко говорить, не замечая, что учитель повышает голос, могут (старшие классы) выдать что-то эпатирующее, могут просто принципиально замолчать, чтобы посмотреть "а что будет?". Для молодого учителя, не понимающего, что его просто проверяют, ситуация выглядит как полностью вышедшая из-под контроля и требующая немедленного реагирования. Усугубляет положение также то, что дети видят человека молодого, интересного: "Ну и чего он сделает, если мы?" Если учитель с честью выйдет из цейтнота - честь ему и хвала, если в этом эксперименте проиграет - плохо дело: восстановить свой авторитет ему будет очень непросто.

Вообще самая существенная проблема для молодого педагога в первое время работы - это умение "держать класс". Чтобы 30 человек в течение урока были управляемы и направляемы в нужное русло, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что весь процесс идет легко, свободно и естественно. Во многом это актерская игра, но без нее учителя-профессионала нет. И это не все. Описанное - пусть непростой, но только антураж, в голове еще достаточно четко должен быть сформулирован план урока. Это со временем придет понимание, что учитель на уроке напоминает слаломиста, которому обязательно нужно пройти ряд обязательных флажков на трассе (опорных пунктов урока), а в остальном можно отдаться на волю детей. В общем, стоящему у доски субъекту по совокупности описанных причин действительно не позавидуешь. Но тут как раз приходят на помощь дети. Они как-то подсознательно чувствуют, что учителю тяжело, и начинают "помогать": с готовностью идут на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту учителями, выполняют заданное, своими силами "затыкают" особенно распоясавшихся одноклассников. Детское тепло, явно или неявно выраженное, молодой учитель ощущает очень сильно, и от этого на задний план отступают многие нерешенные проблемы. Но это оказывается возможным только если дети чувствуют, что перед ними самоценная и для них притягательная личность. Если этого нет - не получится ничего.

Но это не все. Возвращаясь домой, учитель садится работать. С одной стороны, не отпускает т.н. "текучка" (литератор перечитывает объемные тексты, поднимает филологические исследования; русист в 5 классе каждый день (!!!) должен проверять стопку тетрадей класса, хорошо, если одного; математик ищет занимательные задачки, примеры, пишет карточки с индивидуальными заданиями). Все это отнимает уйму времени и, как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени - дома или на работе он школой живет. С другой стороны, он постоянно ощущает необходимость читать работы общего плана - как по специальности, так и по психологии и педагогике - чтобы понять, кто перед ним сидит, и как его воспринимает, и почему в который раз "такая красивая концепция" из вузовского учебника была встречена школьниками прохладно.

 

Конфликт N_ 3. Коллеги

Очевидно, что молодой специалист, приходящий в школу, менее опытен, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год или десятилетие. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом. Теоретически нормальной была бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым. Но теория, как обычно, расходится с практикой. Реально передачи опыта не происходит. Много чаще можно услышать: "И чему вас только в институте учили?" или "Вы и ЭТОГО не знаете???". Что дают такого рода сентенции, кроме ощущения профнепригодности, я. Как и в случае с администрацией, зачастую с точки зрения своих коллег молодой учитель не знает того, "что известно всем". Причем, в большинстве случаев недавний выпускник вуза бывает значительно более компетентен в специальности, чем закончившие институт за 20-30 лет до него. В первый год моей работы учитель высшей категории с 30-летним стажем горячо меня уверяла, что структуралистская школа Ю.М. Лотмана - авангард современной филологии, имени Е.М. Мелетинского она не слышала никогда. Говорить о рецептивной эстетике и герменевтике, что меня тогда действительно интересовало, было также не с кем.

 

Конфликт N_ 4. Родители

Не дай Бог работающему в школе первый год учителю получить классное руководство! В очень редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей (зрелый учитель однозначно совершит меньше ошибок и научит лучше), но учителю от этого не легче. Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от 22-23-летнего молодого человека. Основным "аргументом" становится очевидное: "Да что вы нам говорите, если у вас собственных детей нет. Вот будут - поймете!". Положение усугубляет то, что у нас, как известно, все всё знают о своих детях лучше всех, и стопроцентно уверены, как и чему их надо учить. Что-то возразить при таком подходе весьма и весьма проблематично. В итоге, если на сторону молодого педагога не становится администрация (см. пункт 1), то устоять против родительского "напора" вчерашнему выпускнику института оказывается очень непросто.

 

Конфликт N_ 5. Своя среда

До прихода в школу у любого молодого человека была своя история - друзья, знакомые, круг общения. Исходя не только из своего опыта, могу сказать, что зачастую человек, идущий работать в школу, сегодня вызывает некое недоумение. Мотивы прозрачны: либо не нашел более успешного места (а значит, неудачник), либо деньги не нужны (что сегодня более чем странно), либо человек не от мира сего ("как с сегодняшними детьми можно работать?!"). Связан этот стереотип с чрезвычайно заниженным социальным статусом учителя, обусловленным целым спектром факторов.

Итак, что в итоге. Пройдя череду описанных конфликтов (осмелюсь утверждать, что пусть в разной степени, но все они проявятся в каждом случае), молодой учитель в конце первого учебного года задает сам себе вопрос: "Ради чего?".

Естественен и вопрос: что делать? Или школа придет к вымиранию (я своими глазами не так давно видел "новую" графу в аттестате: "не изучалось". Просто учителя несколько лет в школе не было?), или надо искать какие-то выходы. Понятно, что быстро поднять престиж профессии, начать платить адекватную потребностям зарплату невозможно - это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. Но создать эмоционально благоприятную атмосферу в школе можно и заниматься этим в первую очередь должна администрация.

 

Юрий ЭЭЛЬМАА

С.-Петербург
учитель литературы классической гимназии