Проблема взаимодействия педагога и ученика

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

 
  Проблема одарённости является одной, из наиболее сложных и противоречивых. Она всегда открытая и актуальная, так как обществу нужны люди с неординарным мышлением, высоким творческим потенциалом, способные решать жизненно важные проблемы и прогнозировать будущее.
   Готовность педагога работать с одарёнными детьми во многом зависит от личности педагога, насколько серьёзно он ставится к этой проблеме, понимает её важность. Но и те, которые считают своей целью взаимодействие с одарёнными детьми, испытывают трудности в определении способных детей. Вопрос, так какой же ученик одарённый, нет общих подходов.
Часто к одарённым педагоги относят детей, которые:

⇒     показывают хорошие результаты в учёбе;

⇒     получают высокие баллы;

⇒     быстро и правильно выполняют задания:

⇒     готовы отвечать на каждом уроке;

⇒     могут продемонстрировать свои конкретные способности (например, по

⇒     математике.)

⇒     быстрее, чем другие, воспринимают материал и лучше его запоминают;

⇒     отличаются неординарным мышлением;

⇒     имеют творческие способности;

⇒     могут выполнять сложные задания;

⇒     задают разные вопросы.

 Известно, не каждый учитель и не всегда может определить потенциальные возможности ученика, Чаще всего определение способных учеников в школе ограничивается уровнем успешности по тем или иным предметам. Одаренный ученик, по мнению большинства учителей, должен обязательно показать высокие академические успехи.
  Однако то, что ребёнок быстро усваивает информацию, не всегда говорит об одарённости. Способности и талант, безусловно, требуют дальнейшего развития. Способности у многих зависят от усвоенных знаний, выработанных умений и развиваются в тех или иных видах деятельности. Не каждый ребёнок, который отличается всесторонним развитием или опережением в развитии, является талантливым. И известно, далеко не каждый потенциально одарённый ребёнок может показать свои возможности, сразу привлечь к себе внимание. Есть талантливые, но скромные, несмелые, с незначительной обратной связью дети, определить которых в довольно короткий срок трудно. Проблемными являются дети из семей с низким социально-экономическим статусом. При этом продолжает действовать принцип: чем ниже находится семья на социальной лестнице, тем меньше вероятность, что способности их детей будут замечены и развиты.
   Часть педагогических работников относят к одарённым детям таких детей, которые отличаются от своих одногодок высокими умственными способностями (большой словарный запас; говорят предложениями: дают полные ответы на вопросы, легко и оригинально используют знания, стремятся к новому, задают вопросы. Повышенный темп умственного развития, высокий уровень умственных способностей являются наиболее характерной чертой одаренности. Но нельзя представить себе способного ребенка только как скороспелого эрудита, 4-6 -летнего мудреца, с которым можно поговорить, как со взрослым. Или так это важно?
      Есть дети, которые не отличаются всесторонним развитием, быстрым усвоением информации, но удивляют фантазией, неожиданными ассоциациями, необычными мыслями, образными высказываниями, оригинальными продуктами своей деятельности; являются творческими личностями, с характерным «я»; умеют по своему организовать конкретное дело.
    Безусловно, методы определения способных детей ещё далеко не совершенны, сама проблема одарённости несет в себе много тайн, противоречий, встречается смешивание памяти и умственной одарённости, специальных способностей с умственными способностями.
 
   В раннем возрасте определены многие черты одарённых детей, на которые можно ориентироваться:
⇒     любит учить стихотворения, песни, хорошо их запоминает;
⇒     отличается способностью к наблюдения, большой с концентрированностью внимания;
⇒     рано начинает говорить (хорошо выговаривает трудные слова, говорит предложениями);
⇒     способен относительно долго и сконцентрировано рассматривать рисунки в книжках и журналах, разные предметы;
⇒     проявляет острый познавательный интерес и настойчивость;
⇒      умеет ставить перед собой цель и старается достичь её, осуществляет самоконтроль;
⇒     отличается находчивостью, живым представлением, хорошей памятью (особенно на предметы и явления, которыми интересуется), разносторонностью интересов (рано интересуется буквами, числами, абстрактными понятиями);
⇒     любит играть сам, придумывает свои игры или вносит в игру свои элементы (больше интересуют игры, которые имеют сложные правила);
⇒     ставит много вопросов и старается на них ответить;
⇒     выделяется повышенным чувством ответственности, активной добротой в отношении к другим, интересуется человеческими особенностями;
⇒     отличается сообразительностью, нестандартными высказываниями, большим интересом к умственной работе;
⇒     стремится исследовать явление, предмет, выяснить те или другие причины;
⇒     выделяется открытостью, доброжелательностью.
Особенностью одарённости является возникновение вопросов (проблем), которые могут быть не связаны с успехами ребёнка в деятельности.
В каких ситуациях можно увидеть проявления тех или иных особенностей у. детей? В общем, в самых разных:
⇒     беседа с родителями, об увлечениях и занятиях детей;
⇒     в процессе наблюдения за деятельностью детей (рисование, лепка, конструирование, спортивные упражнения, отгадывание и составление загадок и др.);
⇒     при анализе и оценке продуктов деятельности детей (обратить внимание на хорошие результаты той деятельности, которую ребёнок выполнял относительно легко, при небольшой затрате времени, с увлечением);
⇒     в разных играх, особенно сложных;
⇒     во время бесед о природе, об искусстве, о занятиях людей;
⇒     на экскурсиях, прогулках;
⇒     при выполнении разных поручений, особенно организационного характера;
⇒     в процессе взаимоотношений детей;
⇒     при решении задач вариативного, проблемного характера; 10.на занятиях по выбору.
  Отличить те или иные черты одарённости ещё мало. Важно постоянно изучать детей, их особенности, конкретные изменения, помогать детям в раскрытии их возможностей. Целенаправленно развивать тот дар от Бога, те потенциальные возможности, которые имеет каждый ребёнок. А для этого нужно создать такие условия, определить такую деятельность, которая содействовала дальнейшему развитию способностей детей на основе их задатков.
Условия и факторы, содействующие развитию одарённости:
  •      создание специальных условий дома, заинтересованность и помощь родителей;
  •      У совместная работа родителей и педагогов;
  •      воспитание и обучение детей на высоком уровне трудности;
  •      обучение в специальных группах;
  •      сложные игры, задания, творческие задачи; ^ всесторонне развитие ребенка;
  •      умственное развитие;
  •      воспитание внимания к явлениям окружающего мира; самостоятельные занятия любимым делом;
  •      индивидуальная работа;
  •      умелое управление развитием ребенка.
К. Роджерс определил факторы-стимулы для развития ребенка, среди которых необходимость:
  •      обеспечить каждому ребенку чувство уверенности в том, что его принимают,
  •      ценят в своем окружении, иначе ребенок теряет интерес, может разочароваться; осуществлять на практике индивидуализацию требований и проявлять больше
  •      гибкости и вариативности;
  •      давать, детям возможность для самовыражения, проявления творческих
  •      возможностей, в тех видах деятельности, которые удовлетворяют их, вызывают
  •       позитивные эмоции и сильный познавательный интерес.