Юные таланты

                              

Работа с одарёнными детьми 

План работы 

Проблема взаимодействия педагога и ученика 

Рекомендации для работы с одарёнными детьми

        

 

«Только тот, кто воспринимает мир во всей полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в готовую жёсткую схему, является хозяином своего будущего.

Только человек, открытый своим вниманием к реальности, заранее готовый принять действительность такой, какая она есть, не цепляющийся за первоначально избранные координаты, может радикально изменить первоначальный свой путь».

  А.А. Ухтомский
 

                 

Вот это - открытость, гибкость, «зрячесть» и есть «творческая одарённость», собственно говоря. Часто под творческой одарённостью мы понимаем узкое умение играть на балалайке или шить необычных кукол.

А ведь творческая одарённость - это всего лишь умение построить себе счастье своими руками, вырваться из плена косности и несвободы. Вот и всё.

Тренинги психотехники

Для того, чтобы помочь каждому человеку стать счастливым «по Ухтомскому», в мире у науки психологии существуют так называемые «тренинги психотехники».

Львиная доля этих техник взята почти готовыми из театральной педагогики. Часть техник - самостоятельно изобретена психотерапевтами - арт-терапевтами, телесными терапевтами, психодраматистами.

Все эти тренинги называются либо «Тренингами самореализации личности» либо «тренингами развития творческого потенциала личности». По сути это одно и то же.

Перед любым таким тренингом стоят две задачи:

  1. Развитие креативности,
  2. Психокоррекция. (Иными словами - лечение невротического характера).

Признаюсь также, что любой «тренинг по развитию творческого потенциала личности», 99% своего времени уделяет, к сожалению, именно психокоррекции, то есть - лечению невротических установок характера, а не развитию креативности. Почему?

А для того, чтобы ответить на вопрос «Почему?» мы перейдём к чтению Списка Вернона - к «Списку факторов развития творческой одарённости»

Итак, Ф. Вернон, американский психолог и его коллеги социологи, поработав со студентами американских колледжей, пришли к выводу о том, что творческая продуктивная личность может вырасти исключительно в следующих условиях. Внимание!

Первое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Это можно сделать, если родители ребёнка честны по отношению друг к другу, к ребёнку, к родственникам и к обществу, к миру в целом. Кратко это называется «здоровая нравственная атмосфера в семье».

В первом условии Вернон подчёркивал отдельно:

  • имеющуюся у ребёнка возможность уважать отца,
  • и имеющуюся у ребёнка возможность быть эмоционально близким со своей матерью.

Второе условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Творческие дети вырастают только в тех семьях, где семейную обстановку можно назвать «живой и яркой».

Вернон уточнял это так:

  • шутка и юмор как лекарство от всех бед и вообще как норма жизни в семье,
  • оптимистичный настрой родителей, особенно матери (!).

Третье условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Наличие братьев и сестёр, сиблингов. Это формирует более гибкие социальные роли: ребёнок одновременно является и «старшим», и «младшим» с своей среде. Роль «братьев и сестёр» могут играть воспитанники, приёмные дети, кузены и кузины, но в доме, в среде воспитания должен быть больше, чем один ребёнок.

Четвёртое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Творческие у Вас будут дети или не творческие - по Вернону сильно зависит от казалось бы такого странного (на наш современный взгляд) фактора, как наличие в доме живой музыки, или как говорили в старину - домашнего музицирования.

При этом Вернон оговаривается: неважно, какая «живая» музыка звучит в доме: фортепиано и виолончель, или же - дудочка, балалайка, банджо или же просто ладное хоровое пение всех членов семьи...

Пятое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Творческие дети вырастают только в тех семьях, где была традиция:

  • чтения детям вслух,
  • совместное участие взрослых и детей в детских играх,
  • постановка «домашних любительских спектаклей» (по Вернону достаточно было иметь и что-нибудь одно на выбор)

Шестое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Творческие и гениальные дети вырастают в тех семьях, где родители не обращают внимания на академическую успеваемость ребёнка и шире - его внешние достижения, отдавая всё внимание только двум вещам:

  • насколько нравственны все «детские» поступки ребёнка (воспитание морали),
  • насколько честно и полно приложены индивидуальные усилия ребёнка («постарался» или «схалтурил»).

Условие шестое и предпоследнее

Вернон подчёркивал, что в семьях, где вырастают творческие дети, (пользуюсь словами самого Вернона) «... мать всегда должна быть недовольна своим образованием и хотела бы его повысить»..

То есть, в переводе на русский литературный язык, мать в семье, выращивающей «гения», должна заниматься постоянным самообразованием, быть восприимчивой к новой информации.

А теперь последнее условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» - седьмое

Здесь Вы тоже удивитесь, причём, вероятно, сильнее всего...

По Вернону, развитию творческого потенциала в ребёнке не способствует то, что мы называем «женским воспитанием», а именно - воспитание сугубо женское, воспитание с помощью одних только женщин-воспитательниц...

Почему?

Дело в том, что женщина (хочет она этого или нет) играет (пусть и неосознанно) свою древнюю гендерную роль - она хранительница очага, выметающая метлой из дома всех «возмутителей спокойствия». Она - осторожна, ригидна, консервативна. Она - за устои...

Если не разбавить сугубо женское воспитание мужским «авантюризмом», то детям будет передан «женский тип поведения», что превратит их в диванных обывателей, далёких от креатива так же, как Париж далёк от проблем ЖКХ в городе Большие Дятлы.

Чем подытоживает Вернон свой перечень?

А вот теперь посмейтесь, дорогие Читатели: ибо Вернон и его компания социологов уточняют в конце своего списка: «Материальные условия не имеют при этом существенного значения».

Ну что, будем критиковать?.. Будем смеяться? Будем злиться и упрекать Вернона в классовом и социальном шовинизме?

Или постараемся создать для своих настоящих и будущих детей схожую атмосферу, молча, без критики, не теряя ни секунды драгоценного времени на пустопорожние споры?

Ответ за Вами.