«Только тот, кто воспринимает мир во всей полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в готовую жёсткую схему, является хозяином своего будущего. Только человек, открытый своим вниманием к реальности, заранее готовый принять действительность такой, какая она есть, не цепляющийся за первоначально избранные координаты, может радикально изменить первоначальный свой путь». |
А.А. Ухтомский |
Вот это - открытость, гибкость, «зрячесть» и есть «творческая одарённость», собственно говоря. Часто под творческой одарённостью мы понимаем узкое умение играть на балалайке или шить необычных кукол. А ведь творческая одарённость - это всего лишь умение построить себе счастье своими руками, вырваться из плена косности и несвободы. Вот и всё. Тренинги психотехникиДля того, чтобы помочь каждому человеку стать счастливым «по Ухтомскому», в мире у науки психологии существуют так называемые «тренинги психотехники». Львиная доля этих техник взята почти готовыми из театральной педагогики. Часть техник - самостоятельно изобретена психотерапевтами - арт-терапевтами, телесными терапевтами, психодраматистами. Все эти тренинги называются либо «Тренингами самореализации личности» либо «тренингами развития творческого потенциала личности». По сути это одно и то же. Перед любым таким тренингом стоят две задачи:
Признаюсь также, что любой «тренинг по развитию творческого потенциала личности», 99% своего времени уделяет, к сожалению, именно психокоррекции, то есть - лечению невротических установок характера, а не развитию креативности. Почему? А для того, чтобы ответить на вопрос «Почему?» мы перейдём к чтению Списка Вернона - к «Списку факторов развития творческой одарённости» Итак, Ф. Вернон, американский психолог и его коллеги социологи, поработав со студентами американских колледжей, пришли к выводу о том, что творческая продуктивная личность может вырасти исключительно в следующих условиях. Внимание! Первое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»Это можно сделать, если родители ребёнка честны по отношению друг к другу, к ребёнку, к родственникам и к обществу, к миру в целом. Кратко это называется «здоровая нравственная атмосфера в семье». В первом условии Вернон подчёркивал отдельно:
Второе условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»Творческие дети вырастают только в тех семьях, где семейную обстановку можно назвать «живой и яркой». Вернон уточнял это так:
Третье условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»Наличие братьев и сестёр, сиблингов. Это формирует более гибкие социальные роли: ребёнок одновременно является и «старшим», и «младшим» с своей среде. Роль «братьев и сестёр» могут играть воспитанники, приёмные дети, кузены и кузины, но в доме, в среде воспитания должен быть больше, чем один ребёнок. Четвёртое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»Творческие у Вас будут дети или не творческие - по Вернону сильно зависит от казалось бы такого странного (на наш современный взгляд) фактора, как наличие в доме живой музыки, или как говорили в старину - домашнего музицирования. При этом Вернон оговаривается: неважно, какая «живая» музыка звучит в доме: фортепиано и виолончель, или же - дудочка, балалайка, банджо или же просто ладное хоровое пение всех членов семьи... Пятое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»Творческие дети вырастают только в тех семьях, где была традиция:
Шестое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»Творческие и гениальные дети вырастают в тех семьях, где родители не обращают внимания на академическую успеваемость ребёнка и шире - его внешние достижения, отдавая всё внимание только двум вещам:
Условие шестое и предпоследнееВернон подчёркивал, что в семьях, где вырастают творческие дети, (пользуюсь словами самого Вернона) «... мать всегда должна быть недовольна своим образованием и хотела бы его повысить».. То есть, в переводе на русский литературный язык, мать в семье, выращивающей «гения», должна заниматься постоянным самообразованием, быть восприимчивой к новой информации. А теперь последнее условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» - седьмоеЗдесь Вы тоже удивитесь, причём, вероятно, сильнее всего... По Вернону, развитию творческого потенциала в ребёнке не способствует то, что мы называем «женским воспитанием», а именно - воспитание сугубо женское, воспитание с помощью одних только женщин-воспитательниц... Почему? Дело в том, что женщина (хочет она этого или нет) играет (пусть и неосознанно) свою древнюю гендерную роль - она хранительница очага, выметающая метлой из дома всех «возмутителей спокойствия». Она - осторожна, ригидна, консервативна. Она - за устои... Если не разбавить сугубо женское воспитание мужским «авантюризмом», то детям будет передан «женский тип поведения», что превратит их в диванных обывателей, далёких от креатива так же, как Париж далёк от проблем ЖКХ в городе Большие Дятлы. Чем подытоживает Вернон свой перечень?А вот теперь посмейтесь, дорогие Читатели: ибо Вернон и его компания социологов уточняют в конце своего списка: «Материальные условия не имеют при этом существенного значения». Ну что, будем критиковать?.. Будем смеяться? Будем злиться и упрекать Вернона в классовом и социальном шовинизме? Или постараемся создать для своих настоящих и будущих детей схожую атмосферу, молча, без критики, не теряя ни секунды драгоценного времени на пустопорожние споры? Ответ за Вами. |