1.Опираться на способности, которые проявляются у ребенка в той или другой деятельности. Вид деятельности, который лучше всего получается, часто связан с увлечениями ребёнка, внутренними интересами, переживаемыми им чувствами удовлетворения. Важно правильно направлять и развивать дарование.
2.Использовать в деятельности интересы детей, так как они придают ей конкретное направление, простор и глубину. Стараться заинтересовать каждого ребёнка, помочь ему найти занятие, которое притягивало, вызывало удовлетворение и желание работать.
3.Постепенно расширять мотивы детей к всё большим достижениям, тогда у них будут вырабатываться позитивные привычки, и они сами будут стремиться к более важным задачам. Для достижения успеха нужна мотивация, готовность много работать над своим развитием. Цель действий, направленных на развитие способностей должна заключаться в развитии личности, готовой приложить усилия, чтобы добиться значительных результатов (преодолеть себя).
4.Развивать эмоциональные способности детей в работе с заданиями, так как это даёт сильный толчок для развития интеллекта (определи настроение стихотворения, картины, песни, музыкального произведения, опиши словесно портрет героя произведения, друга, придумай минорные, мажорные слова, что ты чувствуешь, слушая эту музыку? Нравится ли тебе стихотворение, сказка? Почему? Какую музыку можно подобрать к картине?).
5.Организовать кратковременное наблюдение за изменениями в природе (листопадом, снегопадом, дождём, деревьями, цветами, облаками и др.) При этом учить сравнивать предметы, явления, их свойства. Это будет приучать детей к дифференцированному восприятию и пониманию связей между предметами реальности. Содействовать развитию умственной активности детей.
6.Побуждать детей к размышлению над разными явлениями окружающей реальности (Откуда пыль попадаете квартиру? Почему на улице бывают лужи? Как вы считаете, почему колбасу, масло надо хранить в холодильнике? Как надо реагировать на зло? И др.) Решая такие проблемы, дети учатся знакомиться с окружающей средой раньше и глубже, рассуждать над теми вопросами, на которые ответить самостоятельно не могут, так как не хватает опыта, видеть разные противоречия в явлениях.
7.Практиковать занятия творчеств, на которых будут делать то, что им нравится, и организовать презентацию продуктов деятельности, во время которой каждый ребёнок будет представлять свой «товар».
8.Целенаправленно подбирать методы работы с детьми, специальные организационные формы в работе с детьми, продумывать содержание, вариативные приёмы, которые содействовали проявлению и развитию способностей детей.
Развитие способностей обязательно предусматривает духовный уровень отношений между педагогом и детьми. Установление контактов на духовном уровне — это восприятие воспитанника как носителя духовного начала; свобода самовыражения, открытость, взаимный интерес один к одному. Именно в духовных отношениях заключается что-то необычное, взаимное, сильное, то, что впечатляет, делает контакт людей незабываемым. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Создавайте безопасную психологическую обстановку на занятиях, чтобы ребёнок не боялся произносить оригинальные или, наоборот, банальные идеи. Заблуждения не подвергаются осмеянию, а серьёзно анализируются, находки обосновываются; Поощряйте все виды творчества, хвалите за саму попытку сказать, открыть, сформулировать самостоятельно что-то новое;
Уважайте любопытство ребёнка; пытайтесь вовлечь всех в поиск ответа на поставленный вопрос, а только потом сами отстаивайте общую позицию; Оказывайте помощь одарённым детям только тогда, когда они об этом просят; помогайте ребёнку открыть себя, свои способности, возможности и на этой основе помогите создать шкалу жизненных ценностей. Не допускайте копирования ценностей, особенно имущественных и развлекательных, которые свойственны заурядным людям. В результате должны быть сформированы уважение к себе и уверенность в собственных силах; стремитесь удовлетворить потребности детей в самовыражении, положительном самочувствии (комфортности) и самоутверждении в той деятельности, где проявляется талант. Научите саморегуляции самочувствия при неудачах и ошибках, компенсированию неуспеха, неизбежного у любого одарённого человека; Любую деятельность одарённого ребёнка превращайте в процесс самопознания, объективного анализа и точной самооценки. Развитие одарённости основывается на двух началах: самопознании и творчестве; Воспитывайте сначала уверенность в себе, потом смелость идей и поступков; Постарайтесь найти для ребёнка партнёра по увлечению, соперника по творчеству, конкурента, состязаясь с которым школьник будет быстрее развивать свой талант |
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования "Гощевская средняя школа"