Организация профессиональной подготовки учащихся X, XI класса

    

Организация профессиональной подготовки учащихся X класса

2024/2025 учебный год

           На основании  подпунктов 4.3 и 4.4 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 № 1049, и в целях реализации частей второй и третьей пункта 2 статьи 225 Кодекса Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь № 283 от  01.06.2023 «Об организации образовательного процесса по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих)» и с целью реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»  с 1 сентября 2024 года на базе учреждения образования «Гощевская средняя школа» организованы занятия по трудовому обучению с учащимися 10 класса по специальности «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)».

           Руководитель группы подготовки по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» Шинкевич Инна Владимировна.

Состав группы учащихся:

  1. Бинкевич Алеся
  2. Бинкевич дмитрий
  3. Еремчук Дарья
  4. Зиневич Элина
  5. Кот Максим
  6. Плечко Виктория

Расписание занятий

Понедельник

6 урок

кабинет информатики

Вторник

6 урок

кабинет информатики

Четверг

6 урок

кабинет информатики

Пятница

7 урок

кабинет информатики

Суббота

1 урок

2 урок

кабинет информатики

 

 

Организация профессиональной подготовки учащихся XI класса

2024/2025 учебный год

           В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2018 № 575, на основании приказа Министерства образования РБ № 669 от  28.08.2018, письма Министерства образования от 31.08.2018 № 07-03-12/7462/дс и с целью реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»  с сентября 2024 года на базе учреждения образования «Гощевская средняя школа» организованы занятия по трудовому обучению с учащимися 11 класса по специальности «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)».

           Руководитель группы подготовки по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» Шинкевич Инна Владимировна.

Состав группы учащихся:

  1. Бахур Владислав
  2. Живиневич Маргарита
  3. Здитовец Наталья
  4. Калесник Максим
  5. Левчук Александр
  6. Савченкова Виктория
  7. Трищин Егор

Расписание занятий

Понедельник

3 урок

7 урок

кабинет информатики

Четверг

2 урок

3 урок

кабинет информатики

Суббота

3 урок

4 урок

кабинет информатики

 

 

 

                                   

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

                        А.В.Кадлубай

5 августа 2024 г.

«00» ооооооооо 2023 г.

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04. 2024 г. № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі», в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) и учебными планами специального образования на уровне общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования от 24.08.2022 № 287, в учреждениях специального образования (далее – УСО) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, предусмотрено изучение учебного предмета «Трудовое обучение». В рамках данного учебного предмета в объеме 6 часов в неделю реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию рабочего (должность служащего).

Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI) – XI (XII) классах может осуществляться на базе УОСО, УСО, учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, образовательные программы среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования детей и молодежи (статья 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Условно определены три модели реализации профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»:

I модель: организация учебных занятий непосредственно в УОСО (УСО);

II модель: организация учебных занятий для учащихся нескольких УОСО (УСО) на базе одного УОСО (УСО);

III модель: организация учебных занятий на базе УССО, учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений дополнительного образования взрослых (далее – иные учреждения образования).

Приказом Министра образования от 25.04.2024 № 176 «Об организации образовательного процесса по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI) – XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования» определен перечень профессий рабочих (должностей служащих) для реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО и УСО, а также утвержден примерный учебный план профессиональной подготовки рабочих (служащих) для разработки учебных планов учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО и УСО.

Комплексную методическую поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО «РИПО») (http://ripo.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).

Изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется по учебным программам профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов, разрабатываемым учреждениями образования на основе:

примерных учебных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов (http://ripo.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников);

содержания тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), профессиональных стандартов.

На основании учебных программ, разработанных учреждением образования, подготавливается примерное календарно-тематическое планирование (далее – КТП), утверждаемое руководителем учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). КТП, как правило, содержит номера и наименования разделов, тем, отдельных учебных занятий теоретического и производственного обучения и выполняемых работ (заданий) во время прохождения производственной практики, количество учебных часов, цель обучения, формы (тип, вид) учебного занятия и формы организации производственной практики, средства обучения и иные компоненты. Структура КТП является примерной и может быть изменена (без искажения его сущности и назначения) по усмотрению учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Типовым учебным планом общего среднего образования в X (XI) – XI (XII) классах на профессиональную подготовку предусмотрено 420 учебных часов (по 6 учебных часов в неделю в каждом классе), которые включают теоретическое обучение, производственное обучение, в том числе и производственную практику в объеме 120 часов.

Для освоения учащимися УОСО (УСО) образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) требуется определение их профессиональной пригодности по медицинским показаниям к осваиваемой квалификации.

Если учащийся имеет медицинские противопоказания или ограничения для освоения образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретным профессиям рабочих (должностям служащих), реализуемых в учреждении образования, и отсутствует возможность предоставить ему право выбора профессиональной подготовки по иной профессии рабочего (должности служащего), то на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Организация занятости учащихся, освобожденных от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», относится к компетенции руководителей УОСО (УСО).

Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся УОСО (УСО) в рамках предмета «Трудовое обучение» осуществляется по четвертям в пределах учебного года.

Профессиональная подготовка возможна на протяжении шестидневной рабочей недели. При составлении расписания учебных занятий необходимо обеспечить равномерную нагрузку в течение учебной недели и учебного года, не допускать увеличения продолжительности учебных занятий во все дни недели.

Обращаем внимание, что при проведении занятий в субботу (по всем трем моделям) необходимо предусмотреть организацию питания учащихся в соответствии с законодательством.

Смена осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) может осуществляться на протяжении первой четверти первого года обучения, в исключительных случаях (смена места жительства, наличие медицинских противопоказаний, иное) – на протяжении первого года обучения. В случае отсутствия возможности продолжения обучения по ранее выбранной профессии выбор новой профессии учащийся и его законные представители осуществляют из числа предложенных учреждением образования в пользу наиболее родственной профессии.

В случае объективной невозможности освоить профессию рабочего (должность служащего) за реально складывающийся промежуток времени после выбора новой профессии и сдать квалификационный экзамен с целью получения свидетельства государственного образца учащийся получает справку об обучении.

В случае возникновения объективной необходимости смены учащимся XI (XII) класса осваиваемой профессии при наличии у него в период обучения в Х (XI) классе медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретной профессии, а также отсутствии их в XI (XII) классе, смене места жительства, иным причинам возможна реализация нескольких вариантов организации образовательного процесса:

вариант I: при реализации в учреждении образования на III ступени общего среднего образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по родственной профессии содержание учебных программ учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) по данным профессиям на момент перехода отличается не более, чем на 30 %. В этом случае учащийся может продолжить обучение по родственной профессии при ликвидации академической разницы в порядке, установленном учреждением образования, реализующим образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

При условии успешного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) после выбора новой профессии учащийся может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена, по результатам которого может получить свидетельство государственного образца;

вариант II: при отсутствии в учреждении образования на III ступени общего среднего образования подготовки по профессии рабочего (служащего), которую ранее осваивал учащийся, он может быть включен в другую учебную группу (класс), для освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в первый год обучения (Х класс для УОСО (УСО), XI класс для УСО). В этом случае по результатам учебного года в аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется годовая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» и выдается справка об обучении;

вариант III: при наличии у учащегося медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования и при отсутствии возможности предоставить учащемуся право выбора иной профессии рабочего (служащего) на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение».

При реализации образовательной программы профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования УОСО (УСО) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» используется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X (XI)  XI (XII) классов УОСО (УСО) учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» (журналы, имеющиеся в наличии, могут использоваться в образовательном процессе).

Прием (зачисление) учащегося X (XI) XI (XII) классов учреждений УОСО (УСО) для освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на основании его заявления. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем (пункт 13 статьи 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

При организации трудового обучения по I модели:

  1. Приказом руководителя УОСО (УСО) утверждается:

перечень профессий рабочих (должностей служащих), которые будут осваивать учащиеся;

состав групп с указанием класса;

список педагогических работников, которые будут осуществлять образовательный процесс по трудовому обучению.

  1. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение». В пояснительной записке к учебному плану необходимо отразить количество групп с указанием профессий рабочих (должностей служащих).
  2. Учебный предмет «Трудовое обучение» включается в расписание учебных занятий.
  3. В процессе изучения учебного предмета «Трудовое обучение» заполняется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X(XI)– XI (XII) классов УОСО (УСО) учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Выставляя отметку в журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.
  4. В классном журнале по учебному предмету «Трудовое обучение» заполняется только сводная ведомость учета результатов учебной деятельности и поведения учащихся.

При организации трудового обучения по II модели:

  1. Руководителями структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, определяются УОСО (УСО), на базе которых будет организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся X(XI) – XI (XII) классов других (конкретных) УОСО (УСО) с указанием профессий рабочих (должностей служащих), по которым будет осуществляться профессиональная подготовка.
  2. На основании приказа структурного подразделения районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, руководитель УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), издает приказ, в котором утверждает:

список учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных УОСО (УСО);

список педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное.

  1. Учебный план УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение».
  2. В расписание учебных занятий, утвержденное руководителем УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), должен быть включен учебный предмет «Трудовое обучение» и сделана запись о месте проведения учебных занятий.
  3. В УОСО (УСО), в котором проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X(XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Выставляя отметку в журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.
  4. По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО (УСО) передается ведомость отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организовано трудовое обучение учащихся X(XI) – XI (XII) классов.
  5. Педагогический работник УОСО (УСО), из которого направлены учащиеся, выставляет в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью отметок.

При организации трудового обучения по III модели:

  1. Структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, утверждаются иные учреждения образования, на базе которых будет организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся X(XI) – XI (XII) классов с указанием профессий рабочих (должностей служащих), по которым будет осуществляться профессиональная подготовка.
  2. На основании приказа структурного подразделения областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, издаются приказы структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования. В приказе определяются УОСО (УСО), для учащихся которых будет организовано трудовое обучение на базе конкретного иного учреждения образования с указанием профессий и количества учащихся из каждого УОСО (УСО) в разрезе профессий.
  3. На основании приказа структурного подразделения районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, руководитель УОСО (УСО) приказом утверждает:

списки учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных иных учреждений образования;

списки педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное.

  1. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение».
  2. В расписание учебных занятий, утвержденное руководителем УОСО (УСО), должен быть включен учебный предмет «Трудовое обучение» и сделана запись о месте его проведения.

В иных учреждениях образования, в которых проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X (XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Выставляя отметку в журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.

  1. По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО (УСО) передается ведомость отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организовано трудовое обучение учащихся X(XI) – XI (XII) классов.
  2. Педагогические работники УОСО (УСО) выставляют в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью отметок.

Обращаем внимание, что предоставленные в УОСО (УСО) ведомости отметок (при организации трудового обучения по II и III моделям) хранятся у классного руководителя до конца учебного года, после чего передаются заместителю директора, курирующему данное направление работы.

При организации трудового обучения по I модели осуществляется подготовка учащихся в одном классе не более чем по двум профессиям (двум группам) в объеме 6 учебных часов в неделю на каждую из профессий (групп): 6 учебных часов на одну группу предусмотрены типовым учебным планом средней школы, типовым учебным планом школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 6 учебных часов на вторую группу выделяются дополнительно в соответствии с пунктами 3 примечаний к данным типовым учебным планам.

При организации трудового обучения по II и III моделям в процессе реализации производственного обучения необходимо осуществлять деление учебных групп на две подгруппы при наличии не менее 8 учащихся в каждой из подгрупп.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по I, II и III моделям для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО осуществляется в учебных группах, наполняемость которых не должна превышать 20 учащихся, для учащихся X (XI) – XI (XII) классов специальных школ, специальных школ-интернатов, XI, XI – XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки специальных школ, специальных школ-интернатов для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью – 12 учащихся.

 

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

При освоении образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся X (XI) – XI (XII) классов проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию с выставлением отметок в баллах.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X (XI) – XI (XII) классах рекомендуется руководствоваться следующими примерными критериями оценки результатов учебной деятельности (приложение).

Отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» за четверть выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных в результате изучения всех тем теоретического обучения, и отметок, полученных на учебных занятиях по производственному обучению, а также при выполнении работ (заданий) во время прохождения производственной практики.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти.

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по результатам изучения учебного предмета «Трудовое обучение» в XI (XII) классе, запись об изучении программы осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) не производится.

 

ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА. ВЫДАЧА ДОКУМЕНТОВ

Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.10.2022 № 367, и Методическими рекомендациями.

Квалификационный экзамен целесообразно проводить до 25 мая года аттестации. Определение сроков и порядка проведения квалификационного экзамена осуществляется учреждениями образования, ведущими профессиональную подготовку учащихся.

Для проведения квалификационного экзамена не позднее чем за две недели до его начала создается квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек, утверждаемая руководителем учреждения образования, на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Квалификационная комиссия принимает решение о присвоении учащемуся соответствующего разряда (при его наличии) по осваиваемой профессии рабочего либо о присвоении соответствующей должности служащего.

Положительной отметкой (позволяющей присвоить квалификацию) по результатам выполнения квалификационной пробной работы, так же как и экзамена по результатам теоретического обучения, является отметка не ниже 3 (трех) баллов.

Итоговая отметка за квалификационный экзамен выставляется как среднее арифметическое отметки за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.

Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по соответствующей профессии, выдается свидетельство о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) государственного образца.

Всем учащимся УОСО (УСО) по завершении освоения ими образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» без дополнительного запроса с их стороны в случаях, если они не сдали квалификационный экзамен или не были допущены к сдаче квалификационного экзамена по причинам, указанным в Методических рекомендациях по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X (XI) – XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, специальных школ, специальных школ-интернатов образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» (далее – Методические рекомендации), выдается справка об обучении.

 

ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основными задачами производственного обучения являются формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся X (XI) – XI (XII) классов, осваивающих содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), необходимых для получения профессии рабочего или для работы в должности служащего.

Производственное обучение учащихся организуется и проводится учреждениями образования, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов, совместно с организациями – заказчиками кадров и организациями, обеспечивающими прохождение производственного обучения учащимися (далее – организации), во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами.

Производственное обучение состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов.

В начальном периоде производственного обучения осуществляется формирование первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков учащихся.

В основном периоде производственного обучения углубляются и расширяются профессиональные знания, умения и навыки учащихся.

Производственное обучение в начальном и основном периодах может проводиться в учебно-опытных хозяйствах, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, центрах компетенций и иных структурных подразделениях учреждений образования, в организациях, в том числе на ученических местах этих организаций.

В заключительном периоде производственного обучения (производственной практики) закрепляются и совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки учащихся, как правило, в организациях, а в отдельных случаях – в структурных подразделениях учреждений образования по согласованию с их учредителями.

Для проведения производственного обучения между учреждениями образования и организациями заключается договор об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов (далее – договор об организации производственного обучения учащихся).

Сроки и продолжительность периодов производственного обучения устанавливаются учреждениями образования с учетом возможностей организаций и учреждений образования, сезонности выполнения работ.

Содержание производственного обучения определяется учебными программами, разработанными и утвержденными в учреждениях образования, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся УОСО и УСО.

Учебные программы заключительного этапа производственного обучения (производственной практики) согласовываются с организациями, на базе которых она проводится.

Формы и методы организации производственного обучения определяются учреждениями образования или организациями, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Общее руководство производственным обучением от учреждения образования осуществляют заместители руководителей учреждений образования, мастера производственного обучения учреждений образования.

Непосредственное руководство производственным обучением от учреждения образования во все периоды осуществляет мастер производственного обучения учреждения образования по профессиям рабочих, преподаватель – по должностям служащих.

Темы учебных занятий теоретического обучения отражаются в журнале по 1 учебному часу, темы учебных занятий производственного обучения, как правило, по 24 учебных часа.

Учет учебно-производственных работ (заданий), выполненных учащимися в процессе производственного обучения, осуществляется в дневнике учета производственного обучения (производственной практики). Данный дневник используется в обязательном порядке при осуществлении заключительного периода производственного обучения, а также может использоваться и в процессе начального и основного периодов производственного обучения при их организации непосредственно на рабочих местах в организациях.

 

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При реализации профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

  1. Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, должностям служащих, кроме должностей руководителей и специалистов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 574;
  2. Положение о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572;
  3. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2022 № 20/7/57;
  4. Положение об учреждении среднего специального образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 272;
  5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих»;
  6. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих “Должности служащих, занятых в образовании”» (далее – Выпуск 28 ЕКСД);
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.01.2018 № 7/14 «Об установлении перечня профессий для подготовки рабочих»;
  8. Приказ Министра образования Республики Беларусь от 25.04.2024 № 176 «Об организации образовательного процесса по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI) – XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования».

Перечисленные нормативные правовые акты размещены на сайте УО «РИПО» (http://ripo.by) и национальном образовательном портале (https://adu.by)

 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ

При организации учебного предмета «Трудовое обучение» квалификационные требования по каждой из должностей служащих, занятых в образовании, отражены в Выпуске 28 ЕКСД и в Положении о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, должностям служащих, кроме должностей руководителей и специалистов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 574.

Повышение квалификации педагогических работников учреждений образования, которые обеспечивают реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), направленной на освоение учащимися X (XI) – XI (XII) классов отдельных профессий, а также проводят факультативные занятия по основам выбора профессии, организуется УО «РИПО», государственным учреждением образования «Академия образования», областными и Минским городским институтами развития образования.

На региональном уровне необходимо организовать постоянное методическое сопровождение образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» в X (XI) – XI (XII) классах через систему непрерывного повышения квалификации, максимально используя резервы областных и Минского городского институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов, районных (городских) учебно-методических центров профессионального образования.

О ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

С 1 сентября 2024 года организация профессиональной подготовки учащихся X (XI)  XI (XII) осуществляется посредством сетевой формы взаимодействия в соответствии с Положением о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572 (далее – постановление № 572).

В соответствии с п. 21 Положения о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ финансирование расходов на реализацию образовательной программы профессиональной подготовки посредством сетевой формы взаимодействия осуществляется за счет средств, предусмотренных УССО или иным учреждениям образования по бюджетной смете.

При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УОСО в штат данных учреждений вводится штатная численность учителей и мастеров производственного обучения учреждения образования (далее – мастер производственного обучения) в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» (далее – постановление № 22).

Штатная численность учителей вводится для осуществления теоретического обучения на основании часов учебного плана, количества групп и нормы педагогической нагрузки за ставку в неделю.

Штатная численность мастеров производственного обучения вводится для производственного обучения согласно постановлению № 22 (пункт 22 таблицы 1, пункт 19 таблицы 2) в зависимости от получаемой профессии:

при реализации образовательной программы профессиональной подготовки по основам компьютерной машинописи и делопроизводству – из расчета 0,25 штатной единицы на одну учебную группу;

при реализации образовательной программы профессиональной подготовки по другим профессиям рабочих – из расчета 900 часов производственного обучения в год, предусмотренного учебным планом учреждения образования по профессии на одну штатную единицу.

При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УССО в штатное расписание данных учреждений вводится численность преподавателей и мастеров производственного обучения на основании постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2022 № 251 «О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений среднего специального образования».

 

 

 

Приложение

 

Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности

учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение»

в X (XI) – XI (XII) классах учреждений общего среднего и

специального образования

 

Отметка в баллах

Показатели оценки

Теоретическое обучение

Производственное обучение

1 (один)

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий)

Неточное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; неумение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; многочисленные нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера производственного обучения учреждения образования (далее – мастера)

2 (два)

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде; осуществление соответствующих практических действий

Недостаточно точное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; недостаточное умение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера

3 (три)

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения); осуществление умственных и практических действий по образцу

Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение важнейших требований технических нормативных правовых актов, технической документации; незначительное невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера

4 (четыре)

Недостаточное осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок

Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера

5 (пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок

Достаточно самостоятельное выполнение работ и контроля качества выполняемых операций с помощью мастера; самоконтроль за выполняемыми действиями; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера

6 (шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний); наличие несущественных ошибок

Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций и самоконтроль с помощью мастера в отдельных случаях; выполнение большинства требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны отдельные несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера

7 (семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок

Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций с помощью мастера в единичных случаях; самоконтроль за выполнением действий; выполнение требований технических нормативных правовых актов; технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны единичные незначительные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера

8 (восемь)

Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок

Достаточно уверенное и точное владение приемами работ; контроль качества выполняемых операций с незначительной помощью мастера; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся

9 (девять)

Полное, прочное, глубокое системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способов решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий)

Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся

10 (десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)

Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности в знакомой или незнакомой ситуации, перенос знаний и умений выполнения различных технологических операций в новую ситуацию; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности

 

 

 

свернуть