Сборник материалов семинара музейных работников Ивацевичского района

ГУО «Ивацевичский районный центр туризма и краеведения

детей и молодежи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республиканская акция

«Эстафета музейного опыта»

 

Сборник материалов семинара музейных работников Ивацевичского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024

 

Бричиков Валерий Дмитриевич

Руководитель школьного историко-краеведческого музея

ГУО «Средняя школа №4 г. Ивацевичи»

Брестская область Ивацевичский район

Контактный телефон (8 016 45) 27392

 

Проектная деятельность музея как средство популяризации историко-культурного наследия малой родины в деле военно-патриотического и гражданского воспитания молодого поколения

 

Доказывать важность и значимость внеклассной работы как неотъемлемого элемента образовательного процесса не приходится. Данный тезис понятен и неоспорим всем в силу её полезности, занимательности и увлекательности. Сегодня это называется дополнительным образованием. Которое с процессом получения предметных знаний на уроках открывает широкие возможности учащимся получить для себя ещё нечто большее, масштабное, комплексное, участвуя в том или ином объединении по интересам. Для себя данное направление в своём деле служения на ниве школьного образования я назвал внеурочный труд.

Внеурочная форма работы с высоко мотивированными учащимися по своему разнообразию открывает для нас дополнительные возможности в постижении сути многих аспектов в области исторических знаний.

Свой внеурочный труд я выстраиваю и осуществляю по нескольким видам деятельности. А их у меня три:

  • Организация и осуществление научно- исследовательской деятельности учащихся в области всемирной истории, истории Беларуси, истории нашего края, нашей малой родины;
  • Участие в личностном формировании, гражданском и военно-патриотическом воспитании, мировоззренческом и нравственном росте и развитии юного человека через привлечение учащихся к комплексной работе и деятельности нашего школьного музея.
  • Организация и осуществление туристско-походной, историко-краеведческой деятельности учащихся через проведение водных и велосипедных многодневных походов-экспедиций с целью сбора необходимой информации на местности, исследовательского, историко-краеведческого характера, которая находит своё применение и в оформлении той или иной экспозиции нашего школьного музея

«Сегодня дети – завтра народ»! Эти слова принадлежат замечательному советскому детскому писателю, поэту Сергею Сергеевичу Михалкову. Они подчёркивают важность внимательного, воспитательного отношения к нашему молодому поколению. Как учитель и руководитель музея, я прокладываю и иду по этому пути, через музейную педагогику.

Нам удалось реализовать на практике идею создания музея в нашей школе и довести её до зримого экспозиционного результата. Воистину я пришёл к той мысли, что музеи – есть витамины для нашей памяти. И наши ученики, которые сегодня дети, а завтра они уже народ, и очень приятно осознавать, что не беспамятный народ.

Все направления в деятельности нашего музея объединены одной общей единой целью. И цель эта в том, чтобы сохранять и преумножать память о прошлом и его участниках через рассказ, предметы и документы.

Все наши экспозиции – это совокупность целого ряда образовательных проектов нашего музея.

Наряду с тематическими экспозициями своё почётное место в ряду образовательных проектов в нашем музее занимают и экспозиции биографического характера, который мы посвятили нашим легендарным землякам: генералу XVIII в. Тадеушу Костюшко, комкору Василевичу И.И., генерал-лейтенанту, Герою Советского Союза Мультану Н.Н., генерал-майору бронетанковых войск, Ермачеку М.Л.

На примере первой нашей работы из выше названных исследовательских проектов я опишу наш путь, который мы прошли, чтобы приумножить и увековечить память об одном конкретном, очень достойном этого человеке. О том, с чего мы начинали, чего добились, и как это работает сейчас уже в качестве одного из экспозиционных образовательных и воспитательных проектов нашего музея. Это была работа, которую мы приурочили к 90-летию ВС Республики Беларусь, и называлась она «Генерал Мультан. Славный сын Ивацевичской земли».

В 2005 году (я зашёл в кабинет к Великосельцу А.Ф. на перемене и у него на столе я увидел несколько чёрно-белых фотографий, среди которых была, и эта.) были сделаны запросы в ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ г. Санкт-Петербурга и ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ Министерства обороны Российской Федерации в городе Подольск. В частности, ответ из города Санкт-Петербург дал возможность войти в непосредственное общение сначала по телефону, затем в письмах с вдовой Николая НиколаевичаЕвдокией Анкудиновной 1920 года рождения, которая, на тот момент, проживала в г. Санкт-Петербург. Именно письмом были присланы те первые 4 или 6, уже не помню, чёрно-белые фотографии, на которых был запечатлён Николай Николаевич после войны.

На основе новых полученных данных появилась первая статья о Николае Николаевиче в районной газете «Івацэвіцкі веснік» под названием «ГЕНЕРАЛ МУЛЬТАН. НАШ ЗЯМЛЯК, ГЕРОЙ САВЕЦКАГА САЮЗА».

В 2007 г. мы – это я, и мой ученик 10 класса Емельянчик Роман. Вместе глубоко и подробно углубились в изучение уже присланных нам документов из Горвоенкомата г. Санкт-Петербурга, Центрального архива МО РФ из города Подольска и некоторых материалов от Евдокии Анкудиновны. В апреле 2007 года в ходе встречи и доверительного общения в г. санкт-петербург с вдовой николая николаевича Евдокией Анкудиновной удалось записать на видео носитель интересный и эмоциональный рассказ о Николае Николаевиче Мультане, который раскрыл нам героя как Человека.

В 2008 г. По итогам проделанной работы и выступлений на конференциях мы обратились в Районный Исполнительный комитет г. Ивацевичи.

Назвать новую или переименовать одну из центральных улиц города в улицу имени Мультана Николая Николаевича. Этим местом мы предлагаем быть переулок Почтовый, где, как нам стало известно, предполагается разместить историко-краеведческий музей города и района.

Установить мемориальную доску с соответствующей информацией на здании будущего районного историко-краеведческого музея.

23 июня 2009 г., в год 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в торжественной обстановке на здании историко-краеведческого музея г. Ивацевичи, в центре города, была открыта мемориальная доска по увековечиванию памяти единственного уроженца Ивацевичской земли Героя Советского Союза, генерал-лейтенантаНиколая Николаевича Мультана.

В 2010 году к 110 годовщине со дня рождения Николая Николаевича Мультана в нашем школьном музее открылась первая экспозиция, посвящённая и рассказывающая о его непростом, славном, героическом жизненном пути в виде самого первого вертикально-витринного стенда в стенах нашего музея вообще. В ней представлены эксклюзивные материалы в виде документов, фотографий и некоторых его личных вещей, любезно предоставленные, нам вдовой Николая Николаевича Евдокией Анкудиновной. Первый биографический образовательно-воспитательный проект нашего музея начал воплощаться и обретать свои реальные экспозиционно-стендовые черты.

В 2015 году, в год 70-летия Великой победы над немецким нацизмом, к 115-й годовщине со дня рождения Николая Николаевича мы пополнили эту экспозицию ещё одним стендом, и в районной газете «Івацэвіцкі веснік» напечатали статью под названием «Родина помнит своих героев».

По традиции каждый раз 9 мая в День Победы, 3 июля в День Освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 24 ноября в День Рождения Н.Н. Мультана мы возлагаем цветы у его мемориальной доски на здании городского музея…

Знакомясь с материалами экспозиции, на примере жизни и подвига Мультана Николая Николаевича и других наших выдающихся генералов, земляков, сегодня учится и воспитывается нынешнее молодое поколение.

Данное направление работы нашего музея живёт и развивается, а поэтому ещё новые открытия ждут нас впереди.

 

Гаврусик Мария Ивановна

Руководитель школьного музея «Спадчына»

ГУО «Телеханская средняя школа»

Брестская область Ивацевичский район

Контактный телефон +375(29)509 06 27

 

Культурно-образовательные практики современного

музея учреждения образования

 

(Из опыта работы школьного музея «Спадчына»)

 

Школьный этно-краеведческий музей «Спадчына» создан в 2005 году и функционирует с целью формирования у обучающихся интереса к истории посёлка, района, области, страны, воспитания уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развития коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержки творческих способностей детей.

Работа в музее ведется в 5 направлениях: организационная работа, экскурсионно-массовая работа, учебно-воспитательная работа, работа с фондами музея, общественно-полезная работа.

Организационная работа способствует развитию менеджерских качеств (умение ставить цель, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки исследования собственной деятельности, навыки саморегуляции и деятельности). В течение года было проводятся заседания совета школьного музея, на которых утверждается план работы, решаются вопросы проведения инвентаризации, организации и проведения внеклассных мероприятий. В музее имеется книга отзывов гостей музея, создан виртуальный музей на сайте школы. Материал для сайта обновляется в течение года.

Экскурсионно-массовая работа и учебно-воспитательная работа.

По заявкам классных руководителей составлен график проведения экскурсий по экспозиции школьного музея и тематическим выставкам.

Все учащиеся школы в ходе экскурсий знакомятся с историей посёлка и интересными людьми, историей своей школы. Посетители музея оставляют в «Книге отзывов» свои впечатление о музее, об экскурсии. Экскурсии по отдельным разделам экспозиции музея проводят учащиеся-экскурсоводы, от экскурсовода требуются такие качества, как коммуникабельность, стрессоустойчивость, любознательность, организованность, психологическая грамотность. В текущем учебном году с успехом прошли экскурсии для учащихся школы на темы:

  • Предприятия нашего посёлка.
  • Телеханы в годы ВОВ.
  • Огинский канал: история и современность.
  • Телеханы в фотоснимках.
  • Быт наших предков.
  • Адзенне і абутак дзяцей канца 19 пачатку 20 стагоддзя.
  • Телеханы вчера, сегодня, завтра.
  • Святы нашых продкаў.
  • Телеханский стекольный завод и его изделия.

В ходе подготовки и проведения экскурсий учащиеся-экскурсоводы глубоко и осознанно знакомятся с историй своего родного поселка, с историей своей школы. При этом они приобретают ценный опыт публичных выступлений. На базе музея проводятся мероприятия, посвященные году исторической памяти, Дню Конституции РБ, Дню вывода советских войск из Афганистана, уроки-памяти, интегрированные уроки, конференции, диалоговые площадки, квесты.

Также оформлены выставки:

  • «Беларусь помнит»
  • «Гісторыя ў паштоўках»
  • «Погляд у мінулае праз часопіс»
  • «Мае вядомыя землякі»
  • «Вооружённые силы РБ»
  • «Брестская область: история и современность»
  • «Боль моя - Афганистан»
  • «Лица войны»
  • «Награды войны»
  • «Песни войны»

УРОКИ МУЖЕСТВА:

  • «Поклонимся великим тем годам»
  • «Беларусь помнит»
  • «Время выбрало вас, закружило в Афганской метели»

Общественно-полезная работа традиционно проводится совместно с волонтерами отряда «Доброе сердце» и направлена на благоустройство памятников, проведение акций, оказание помощи ветеранам войны и труда. 

Поисково-исследовательская деятельность. Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по сбору информации о героях ВОВ, ветеранах, выпускниках школы, истории посёлка. В процессе работы ребята знакомятся с методикой сбора и фиксации материалов, учатся работать в фондах музеев, архивах и библиотеках. Итогом исследовательской работы в прошедшем году стали следующие работы: «Храмы моего посёлка», «Своих героев не забудем никогда». В 2020 году проводилась исследовательская работа по изучению мест захоронения и памятников, установленных в честь погибших в годы ВОВ по Телеханскому сельскому исполкому. В результате проделанной работы составлен каталог памятников и мест захоронения солдат и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны по Телеханскому территориальному округу.

Таким образом, школьный музей способствует организации поисковой и научно-исследовательской работы учащихся, общешкольных мероприятий, объединению педагогического коллектива школы, родителей и учащихся в общем деле. Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея.

Работа школьного музея неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В нашем посёлке нет государственных музеев, поэтому школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы музей по-своему мог бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.

Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край.

СЕМЬЯ.

Тема семьи в музее нашей школы одна из главных. Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему и воспитывается любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).

Основными направлениями исследовательской деятельности музея в формировании семейных ценностей явились работы:

«Мой род, моя семья», составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволяет спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединяет людей разных поколений.

«Судьба семьи в судьбе страны»

В процессе написания работы ребята ближе знакомятся с местом работы своих родителей, дедушек, бабушек. Они посещают места их детства, бывают на родовых кладбищах. Знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких – глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными. Еще более усиливает эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких.

«Фольклорная спадчына»

В процессе работы юные исследователи не только знакомятся с ремёслами своих предков, но вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейных реликвий, получают в наследство чувство принадлежности к своему роду. Осознание, кто они и откуда их корни. А иногда и продолжают занятие своих предков (вышивание ручников, собирание и перепевание народных песен, ткачество и т.д.).

ШКОЛА

Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи.

В нашем музее имеются:

- изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы);

- летопись образования;

- атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.);

- детские сочинения, творческие работы.

РОДНОЙ КРАЙ

Вся учебная и воспитательная деятельность школы направлена на формирование гражданина, патриота.

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций хозяина и труженика, организатора и исполнителя, защитника Родины и гражданина, который готов к участию в сознательной и активной деятельности на её благо.

Работа в этом направлении требует решения важной задачи – заинтересовать школьников, развить уважительное и бережное отношение к историческому наследию, предоставив им возможность почувствовать себя частицей истории своей страны, своего учебного заведения. Но чтобы стать патриотом своей страны, нужно прежде стать патриотом своей школы. А это значит уважать ее законы и традиции, знать историю школы, беречь ее доброе имя. Школьный музей является центром гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией. К основным формам работы относятся: интегрированные уроки в музее, уроки в классе с использованием музейных предметов, тематические лекции, беседы экскурсии (театрализованные), выставки, научные чтения (конференции), квесты. консультации, семинары, методические объединения, тематические вечера, уроки мужества, дни милосердия, открытых дверей, исторические, фольклорные праздники, школьные краеведческие олимпиады, конкурсы, исторические игры. Существует много факторов, влияющих на степень участия детей. Например, способности ребенка к участию сильно зависят от его развития. Дошкольники и учащиеся начальной школы смогут определить материалы, из которых в определенный исторический период создавались предметы, тогда как подросток уже может размышлять о технологической периодизации исторического процесса. Учёт всех мероприятий, проводимых в школьным музее, учитывается в журнале (учета массовых мероприятий).

Мероприятия, проводимые в музее в 2021-2022 учебном году

Диалоговая площадка «В единстве белорусского народа - основа независимой страны»

сентябрь

Встреча с интересными людьми

октябрь

Игровая программа «Я люблю Беларусь!»

ноябрь

Устный журнал «Беларусь в годы военных испытаний»

декабрь

Интегрированный урок «Женщины-поэты о войне»

январь

Говорящая экспозиция «Поклонимся великим тем годам»

февраль

Урок-реквием «Время выбрало вас, закружило в афганской метели»

февраль

Вахта памяти «Сёстры Хатыни»

март

Пресс-конференция «Памяти жертв фашизма» (лагеря смерти)

апрель

Литературно-музыкальная композиция «Песни войны»

апрель

Урок-реквием «Маленькие герои большой воны»

май

Выставка детских рисунков «Была война…»

май

«И выстояли! И победили!» - встреча с ветераном

май

Говорящая фотовыставка «Дорогие мои земляки»

май

Линейка памяти Победе»

май

«Пути дедов, дороги внуков» - экскурсия по местам боевой славы Ивацевичщины

июнь

Акция «Памятникам нашу заботу»

На протяжении года

Акция «Ветеран живёт рядом»

На протяжении года

 

Специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.

Голик Татьяна Анатольевна

Руководитель школьного историко-краеведческого музея

ГУО «Добромысленский детский сад-средняя школа»

Ивацевичский район, Брестская область

Контактный телефон +375(29)720 78 22

 

Музей в современном мире: векторы развития

 

(Обобщение опыта работы школьного историко-краеведческого музея)

 

В современном мире все шире распространяется совершенно новый взгляд на то, каким должен быть успешный школьный музей. При определенных обстоятельствах он может не просто стать популярным и посещаемым местом для учащихся и общественности, но и дать толчок развитию той территории, где он располагается.

Успешный музей – музей, который является частью современности. И это означает, что успешный музей постоянно предлагает своему посетителю новые ощущения и впечатления.

Для того чтобы заинтересовать современного ученика, необходимо предложить такую идею музея, которая будет действительно уникальной как по содержанию, так и по материальному воплощению и сделает школьный музей примером высокого профессионализма и творчества. Уникальность музеев в современном мире становится одним из определяющих факторов успеха. В этом направлении успешно работает и наш школьный историко-краеведческий музей.

Цели музея:

  1. Воспитание у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, своей школы.
  2. Приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию через изучение родного края, через краеведческую и поисково-исследовательскую деятельность.

Задачами школьного музея являются: использование культурных ценностей родного края для развития детей и подростков; содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса; формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

Векторами развития нашего музея являются:

  • Организационная работа;
  • Поисковая работа;
  • Фондовая работа;
  • Экскурсионно-массовая работа;
  • Научно-исследовательская работа;
  • Издательская и информационная работа.

 

 

Организационная работа

Практическая деятельность музея осуществляется руководителем музея, текущую работу музея осуществляет совет музея и актив музея.

Совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения в фонды музея поступивших в процессе комплектования памятников истории, культуры, природы, рассматривает и утверждает планы работы, экспозиционные планы, заслушивает отчеты, обсуждает основные вопросы деятельности музея.

Актив школьного музея состоит из учащихся 5-11-х классов. Работа актива школьного музея организована по секторам:

  • Сектор поисковой работы;
  • Сектор фондовой работы;
  • Сектор экспозиций и выставок;
  • Сектор экскурсионной работы;
  • Сектор массовой и пропагандистской работы.

Поисковая работа

Пополнение музейного фонда осуществляется в результате поисковой работы. Не только учащиеся и педагоги приносят для музея старинные предметы, которые остались от их бабушек и прабабушек, но в этом участвуют и сами односельчане, которые не равнодушны к музейному делу. С их помощью продолжают собираться этнографические коллекции.

Сектор поисковой работы занимается сбором предметов истории родного края и изучением истории отдельных экспонатов. В музее за последнее время собраны фотографии, предметы школьной и пионерской жизни, технические средства для учебного процесса; предметы быта односельчан.

Фондовая работа

Основной фонд школьного историко-краеведческого музея составляет 620 подлинных экспонатов и научно-вспомогательный фонд – 45.

Фондовый сектор ведет учетную документацию, организует сохранение экспонатов, занимается проведение реставрационных работ. Реставрированы предметы школьного быта, предметы обихода, домашней утвари.

Современные информационные технологии позволили перейти на новый уровень работы с информацией. Активом музея отсканировано огромное количество фотографий, статей, набраны тексты в электронном варианте, что способствует созданию электронной базы данных фондов музея, коллекции фотографий, формированию электронного каталога.

Экскурсионно-массовая работа

Сектор экспозиций и выставок разрабатывает тематико-экспозиционные планы, занимается отбором экспонатов, монтажом экспозиции для школьного музея и организацией выставок.

Проводятся такие выставки: «Достопримечательности деревни», «Старый Новый год», «Выпускники нашей школы», «Школа прошлого», «Рождество», «Колядки», «Сельский быт» «История Новогодней открытки» и т.д.

Сектор экскурсионной работы разрабатывает и проводит обзорные и тематические экскурсии.

Сегодня востребованными и интересными для активного участия школьников становятся новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

Достоинства данных экскурсий в том, учителя и ученики сами отбирает нужный материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и запросам. В некоторых экспозициях размещены QR-коды, которые помогают разнообразить экскурсии. Такие экскурсии имеют большой арсенал видео, звуковые файлы, архивные материалы и экспонаты, портреты, фотографии, музейные предметы. Все это делает экскурсию более интересной, качественной, результативной. Происходит популяризация и расширение общественного доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, осуществление культурно-просветительской и образовательной деятельности.

Проводятся следующие экскурсии: «Страницы родного края», «Мой родной уголок», «История школы», «История колхоза», «Мы помним тебя, Афганистан», «Деньги», «К.Калиновский. Ф.Юндил», «Никто не забыт и ничто не забыто», “Ручнік”, Обзорная экскурсия и другие.

Сектор массовой и пропагандистской работы организует массовые мероприятия на базе музея, лекции, конкурсы, уроки-мужества, встречи выпускников школы, ветеранов войны и труда; содействует использованию музейных материалов в учебно-воспитательном процессе.

Проводятся такие мероприятия:

  • акции: «Встреча поколений», «Я верю в себя, солдат», «Расскажи о героях земляках» «Солдаты Победы» и т.д.;
  • лекции: «50-лет музею Брестская крепость», «История музея» и т.д.;
  • фотогалерея «Герои Афгана»; «Прошлое и современность» и т.д.;
  • викторина «Загадки музейных предметов»;
  • игровое проектирование «Музейные загадки»;
  • музейное селфи «История одного экспоната», «Маскарад времен»;
  • интерактивная площадка «Реставрационная мастерская» и другие.

В эпоху информационных технологий важно выбрать ту или иную инновационной форму работы, чтобы ученик был впечатлен и остался с положительными эмоциями. Новые формы работы – это эффективное средство в борьбе с явлением «музейной усталости». Применение современные мультимедийных технологий способствует «оживлению» музейного пространства.

В образовательном процессе педагогами  используются материалы школьного музея: о родном крае, о Великой Отечественной войне, о выпускниках школы, о советском периоде. Проводятся занятия на уроках истории Беларуси, географии, белорусской литературы, искусству; на факультативных занятиях «Мая Айчына». Классные руководители проводят информационные и классные часы историко-краеведческой и военно-патриотической направленности. Педагог-организатор задействует музей в проведении торжественных линеек для приема в октябрята и пионеры, как активное средство патриотического воспитания подрастающего поколения.

Научно-исследовательская работа

Результатом поисковой работы является написание интересных исследовательских работ и проектов, посвященных истории деревни и родного края, жизни и достижениям земляков, истории школы и жизни педагогов и др.

По результатам  поисково-исследовательских работ создан  Туристический маршрут «Мая малая родина – добромысленская земля». Участие в Проекте шестого школьного дня Макет «Свято-Николаевская церковь» – духовная святыня родного края». Участие в акции «Единая карта памятников ВОВ».

Издательская и информационная работа

Важным вектором развития школьного музея является издательская и информационная деятельность.

Несколько лет функционирует страница музея на сайте школы. Размещена фотогалерея экспозиций, содержание экскурсий, документация музея. Информация постоянно обновляется. Просветительская работа музея, благодаря сайту, выведена на более высокий уровень.

Созданы брошюра «Историко-краеведческий музей», буклет «Женщины родного края».

На страницах газеты Ивацевичский вестник размещаются статьи «Почтовая станция «Артычанка», «Такое забыць і дараваць нельга», «Уніяцтва на Івацэвіцкай зямлі», «Малая радзіма ў метрычных кнігах» и другие.

Подводя итоги, следует отметить, что векторы развития успешного школьного музея в современном мире тесно связаны с изменением его имиджа; с превращением  музея в некий социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию; с развитием разнообразных форм культурно-образовательной деятельности музея, ориентирующихся на индивидуальные предпочтения, творческие склонности, интересы, уровень подготовки и другие особенности различных категорий посетителей.

«Читайте, ходите в музеи, слушайте оперу... Только, ради Бога, не изучайте жизнь по фильмам, телевизору и Интернету».

Кристоф Вальц, австрийский актёр.

 

 

Куцко Светлана Николаевна

Руководитель школьного музея «Вытокі»

ГУО «Вулька-Обровская средняя школа»

Ивацевичский район, Брестская область

Контактный телефон +375(29)226 65 29

 

Роль школьного музея в образовательном пространстве современной школы

 

Доклад раскрывает потенциал школьного музея как одной из форм дополнительного образования. Проанализирована возможность включения материалов  школьного музея в образовательное пространство школы на примере ГУО «Вулька-Обровская средняя школа».

Ключевые слова: музей, образовательный потенциал, урок, внеклассная работа, формы работы, связь поколений.

Хорошо, что в школах есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе всё-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Слово «музей» происходит от греческого «μουσει̃ον», что в переводе – храм муз. В современном понимании – это учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства, научные коллекции, предметы, представляющие исторический интерес и т.п.[3,(электронная версия)]. Первый прототип современного музея был основан в Александрии под названием «Мусейон» в 290 году до н.э. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1714 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились" [4,с. 15]. В Беларуси первые музейные коллекции собирались в резиденциях крупных феодалов, в монастырях, братствах и храмах в XVI-XVIII веках. В настоящее время ведущим музеем исторического профиля в Беларуси является Национальный музей истории и культуры. Инициативу создания музеев поддерживают не только на общереспубликанском уровне, но и на региональном.

Музеи в Республике Беларусь создаются и в учреждениях образования. Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, специалисты констатируют, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому "музейность" обретает здесь новое качество. Передача социальной памяти осуществляется как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и "пользователей".

Многие школы Беларуси имеют свои музеи. Сейчас их насчитывается чуть меньше полутора тысяч. В учреждениях образования Брестской области существует более 200 музеев, среди которых преобладают комплексные краеведческие музеи [1,с.2]. При правильно организованной работе по включению историко-краеведческого компонента в процесс обучения, учащиеся начинают осознавать необходимость в изучении предмета истории Беларуси, так как изучение родного края способствует прочному усвоению исторических знаний нашей страны, придаёт ей неповторимость.

Местный материал используется для проведения краеведческого урока или может стать его отдельным элементом на любом этапе. Это проверка домашнего задания, изучение нового материала, проверка знаний или закрепление изученного на уроке.  Интеграция краеведческого материала в учебный процесс осуществляется через учебные занятия по всемирной истории, истории Беларуси, факультативные занятия краеведческой направленности.

Учебная программа по истории Беларуси предусматривает проведение уроков «Наш край», что позволяет познакомить учащихся с особенностями исторического развития своего региона. Особенность организации обучения при освоении краеведческого материала определяет необходимость использования историко-документальной хроники «Память»; проведение экскурсий, путешествий, посещение музеев и других учреждений, организацию проектной (исследовательской) деятельности учащихся, проведение встреч со знаменитыми земляками [2,c.60]. В содержание учебной программы по истории Беларуси включены и уроки с изучением культурного наследия, вопросов образования, науки. Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, фотографий, вещественного материала и т.д. Многие педагоги свою методическую систему обучения строят на работе с подлинным историческим материалом. Он используется как на традиционных уроках, так и на уроках-дискуссиях, уроках-семинарах, уроках-конференциях. Но именно музейные уроки помогают развить желание и самостоятельность учеников в поиске необходимой информации, появляется стабильная активность на уроке, добросовестность при выполнении домашнего задания, повышается результативность. Эти уроки призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем, музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения (фото 1).

 

 

 

Фото 1.Урок истории в музее

Фото 2.Факультативное занятие

 

Образовательный потенциал краеведческих материалов может быть использован на факультативных занятиях «Беларускія землі ў складзе Расійскай імперыі: фарміраванне індустрыяльнага грамадства і нацыі(к.18 – пач. 20 ст.», что позволяет систематизировать уже имеющиеся знания, углубить их через изучение документов и материалов источниковедческого характера. Факультатив «Асновы вучнёўскай даследчай працы па гісторыі» позволяет использовать краеведческие материалы как объект и как средство обучения (фото 2).

Школьные музеи создают самые широкие возможности для организации внеклассной воспитательной работы в школе. На современном этапе сложился широкий спектр форм внеклассной культурно-образовательной деятельности музеев: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт, вечер, историческая игра, театрализованное представление .

 

При смене образовательной модели музея появляются и новые формы работы. Так, в последние десятилетия большой популярностью стали пользоваться музейные праздники: исторические, этнографические, литературные, фольклорные и другие. Время требует и внесения инноваций в музейно-экскурсионную деятельность, таких как игра (проведение традиционных праздников, интеллектуальных конкурсов, бесед с привлечением этнографических предметов, музыкальных марафонов и др.). Игровые формы используются в основном в начальном и среднем звене. Например, в школьном музее ГУО «Вулька-Обровская средняя школа» разработаны сценарии проведения игр: «Бабушкин сундук», «Путешествие в музей», «Забытый чемодан».

Кроме того с ребятами проводятся различные акции, материал которых также можно использовать на уроках истории: «Профессии нашей деревни», «Реликвия моей семьи”, «Мои увлечения…», «Горжусь своими корнями» и др.

Важно то, что в данной работе принимают участие не только ребята школы, но и привлекаются жители деревни, что способствует связи поколений. В ходе такой работы происходит обмен опытом между представителями старого поколения и нового.

Таким образом, современный школьный музей является особым пространством для работы с детьми, раскрывает творческое начало в ребенке, предоставляя широкие возможности для развития дополнительного образования и социализации учащихся, оказывает большое воздействие на развитие личности учащегося.

Литература

  1. Музеи учреждений образования Брестской области: справочник путеводитель о музеях и музейных уголках учреждений образования Брестской области/Ред. Коллегия: А.П. Строкач и др.; Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодёжи. – Брест, 2016. – 146 с.
  2. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Всемирная история. История Беларуси. V–IX классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
  3. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия).
  4. Юхневич, М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее // Ориентиры культурной политики. - Информационный выпуск № 4. - М., 1997. - (Министерство культуры РФ. Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Главный информационно-вычислительный центр).

 

 

Снитко Лидия Васильевна

Руководитель школьного музея «Истоки»

ГУО «Любищицкая средняя школа»

Брестская область Ивацевичский район

Контактный телефон +375(29)529 51 90

 

Школьный музейцентр гражданско-патриотического воспитания

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается  постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В наше время, как никогда, задачи патриотического воспитания молодежи, не только не утратили своей актуальности. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

В нашей школе сложилась определенная система работы по гражданско-патриотическому воспитанию, целью которой является создание воспитательной среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка, привитию основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих суть белорусской государственности, формирования активной гражданской позиции школьников.

Формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе – самые разнообразные.

Одной из таких форм работы  воспитанию школьников является школьный музей. Музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить школу, показывает, кем стали выпускники нашей школы. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся. Музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса. Основная функция школьного музея – образовательно-воспитательная. Школьный музей – это не просто собирание материалов , не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение качества образования, формирование исторического сознания. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

Любви к Родине нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе музея. И в этом школьный  музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий,  конференций, способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности.  Нами собран материал: «Мы в памяти храним простые имена», «Учителя ветераны Великой Отечественной», «Они прославили родную школу» и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, понимать, как история малой Родины связана с историей  страны, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном краю, школе. Музейная работа позволяет развивать качества так необходимые в жизни: коммуникабельность и речь, умение общаться с людьми разных возрастов и социальных групп, формировать ответственность и инициативность. Учит правильно организовать свободное время. А это уже нравственные категории. Все это позволяет привлечь к активной деятельности многих школьников и помогает превратить школьный музей в центр гражданско-патриотического воспитания.

Материалы школьного музея за короткое время получили широкое распространение в педагогической практике учителей начальных классов,  истории Беларуси, белоруской литературе, географии  как эффективное средство обучения и воспитания.

Уроки истории Беларуси занимают особое место в формировании мировоззрения, в воспитании у школьников чувства уважения и любви к Родине, но временная отдаленность изучаемых событий приводит к искаженному представлению жизни общества. Использование местного материала позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить восприятие учащимися исторического процесса. Многие фотографии, документы соответствуют содержанию школьного курса истории Беларуси. Какое одухотворение появляется в глазах ребят от соприкосновения с живой историей.

Практика показала, что добиться глубоких, осознанных и конкретных знаний можно путем соединения учебной и внеклассной работы в школе. Внеклассная воспитательная работа широка и многообразна. Экспонаты и материалы музея часто используются при проведении школьных мероприятий.

Мы используем такие формы работы, как выставки и конкурсы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы на патриотические темы. Многие уроки посвящены Родине, героическим страницам ее истории.

Главной целью этих уроков является раскрытие смысла такого понятия как "любовь к родине", воспитания у юных граждан чувства уважения и любви к своему отечеству. На всех ступенях обучения, наряду с традиционными предметами, проводим уроки «Мужества».

Каждый год в мае в нашей школе подводятся итоги музейной работы за год и формируются  новые цели и задачи

Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. Главное, что дает школьный музей, духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.