О формировании вредных привычек в подростковом возрасте

К Международному дню борьбы с наркоманией.

О формировании вредных привычек в подростковом возрасте

Период перехода от младшего школьного возраста к подростковому специалисты называют возрастным кризисом или кризисом подросткового возраста, который часто сопровождается перепадами настроения и чувством одиночества, ощущением внутренней пустоты, отсутствием жизненных целей, ощущением бессмысленности происходящего с одной стороны, а с другой - приданием чрезмерной значимости своим проблемам (юношеский максимализм).

Знаменитый врач-психотерапевт Виктор Франкл назвал это состояние экзистенциальным вакуумом (экзистенция - существование), основными проявлениями которого являются скука и апатия.

Именно в этот критический (кризисный) момент наиболее велик риск пристраститься к вредной привычке. При этом сам подросток даже не осознаёт, что он, подобно мазохисту, убивает себя алкоголем и сигаретой, получая удовольствие не столько от самого процесса, сколько от того, что смог перейти запретную черту, стать независимым, выделиться из общей массы, что дает ему возможность почувствовать себя крутым, подражая герою какого-либо новомодного сериала…

Опасность подросткового возраста заключается также в том, что в этот период уменьшается влияние родителей, и дети берут пример со своих сверстников.

Выходит, что основная причина употребления ПАВ подростками – подражание? Вероятнее всего да! Зависимость же формируется гораздо позже.

Как же происходит подражание и почему подростку так трудно не подражать своему кумиру? Этот процесс включает в себя несколько этапов. Поначалу он замечает какие-либо черты в поведении и внешности другого человека, которые кажутся ему привлекательными. Затем он примеряет выбранную манеру поведения на себя. После этого данный стереотип поведения закрепляется, исходя из собственной оценки и оценки окружающих.

Все, в общем, происходит подобно тому, как мы выбираем одежду в магазине: сначала походили по залу, посмотрели ассортимент, выбрали наиболее подходящую вещь, исходя из представления о том, как будет она смотреться на нас, потом решили примерить. В примерочной кабинке надели выбранную вещицу и составили свое мнение о том, подходит ли она нам. При этом мы очень часто нуждаемся в чужом мнении: если кто-то из близких и значимых людей скажет, что выбранный наряд замечательно смотрится на нас, то желание приобрести выбранную вещь закрепляется.

В подростковом возрасте наиболее значимой становится как раз закрепляющая оценка близкого или просто значимого человека.

Есть конечно подростки, способные самостоятельно выбирать себе вещи в магазине, исходя их своих собственных убеждений о красоте одежды и ее удобстве, не спрашивая мнения значимого близкого. Они, скорее всего, будут также менее подвержены пагубному влиянию своих друзей-сверстников.

Поэтому в первую очередь необходимо воспитывать в ребенке независимость и умение думать, а во вторую – давать ему знания о вредных привычках, их последствиях и механизмах формирования зависимости. Именно поэтому разъяснения, приведение аргументов, освещение последствий – наиболее актуальные формы профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в подростковом возрасте, при условии уменьшения пагубного влияния из внешней среды. Исключить такое влияние, к сожалению, полностью невозможно, но помочь детям не зависеть от него можно.

Если же подросток, знающий всё о ПАВ (о последствиях, механизмах вовлечения в зависимость и др.) не сможет в критический момент эти знания применить, то для чего тогда они ему нужны? Нужны, потому что эта информация входит в систему общего развития человека, расширяет его кругозор и может помочь ему в будущем принять правильное решение. Даже если поначалу подросток, подражая своим «кумирам», уже неоднократно пробовал ПАВ и информацию об их негативном действии на организм воспринимает как что-то скучное и неинтересное, демонстрируя подчас отрицательную реакцию на все услышанное, говорить все равно нужно. Только убежденно и аргументированно.

Как же воспитывать независимость у ребенка? Вот несколько рекомендаций.

  • Поощряйте инициативу ребенка, помогая ему стать тем, кем он хочет, а не тем, кем хотите его сделать вы.
  • Позволяйте ему совершать ошибки и учиться на собственном опыте.
  • Прививайте самостоятельность, поручите детям конкретные домашние дела.
  • Уважайте право ребенка сказать «нет».
  • Используйте систему поощрений за «хорошие» поступки и наказаний за «плохие».
  • Интересуйтесь мнением ребенка по каким-либо значимым вопросам.
  • Если критикуете, то выражайте ваше мнение по поводу поступка, а не личность подростка, используя при этом Я-высказывания. Например, вместо слов «Как тебе не стыдно, ты опять опоздал на занятия» сказать «Мне было очень неприятно слышать плохие слова о моем взрослом сыне», то есть говорить о своем отношении к любой проблеме, не оскорбляя ребенка и не вешая на него «ярлыки».

Ну и конечно же всё вышеперечисленное не работает, если взрослый сам не является независимой, самодостаточной личностью. Ведь как можно требовать от своего ребенка то, чем не обладаешь сам?

 

Психолог

отдела общественного здоровья

Брестского областного ЦГЭиОЗ                                         Вадим Ертахов