Родителям будущих первоклассников

Самые большие и ценные подарки, которые мы можем дать своим

детям, — это корни ответственности и крылья независимости.

 

(Денис Уэйтли)

 

Об организации приема в первые классы

Об организации приема в первые классы

учреждений общего среднего образования

В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» принято постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 декабря 2019 г. № 180 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283», которым внесены изменения и дополнения в Положение об учреждении общего среднего образования.

В 2022/2023 учебном году прием документов в I классы учреждений общего среднего образования будет осуществляться с 13 июня по 15 августа

 В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. 

По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

 

Для приема детей в первый класс родители (законные представители) подают следующие документы в учреждение общего среднего образования:

  • Заявление законного представителя
  • Копия свидетельства о рождении.
  • Медицинскую справку с отметкой о готовности ребенка к школе
свернуть

Заявление

                                   Директору

                                                                     ГУО «Гощевская средняя школа»

                                                                   Филановичу Степану Петровичу

 

                                                                    ____________________________

                                                                (Ф.И.О. родителя)

                                                                    ____________________________

                                                             проживающей(го) по адресу:

                                                                    ____________________________

                                                                    ____________________________

                                                                    ____________________________

 

заявление

 

Прошу Вас принять моего ребёнка ____________________________________

____________________________________________________________________

 «____»_______________ ________ года рождения в ____ класс вверенной Вам школы _________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

 

Родители берут на себя обязанности:

  • Воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии, обучении и подготовке к общественно-полезной деятельности;
  • Прививать учащемуся уважение к труду, к учебе, педагогическому коллективу школы, учить быть дисциплинированным, скромным, вежливым;
  • Обеспечить своевременную явку учащегося на занятия опрятным, аккуратно одетым, причесанным;
  • Регулярно контролировать успеваемость учащегося;
  • Принимать участие в полезных делах школы, оказывать посильное содействие её развитию;
  • Отвечать за свой счет и своими средствами за порчу или утрату учащимися школьного имущества.

 

 

«_____» ______________  20___ г.                                           _____________

                                                                                                             (подпись)

 

Школа берет на себя обязательства:

  • В изучении учебных дисциплин обеспечивать государственной стандарт содержания образования;
  • Осуществлять единые требования ко всем учащимся.

 

РУКОВОДСТВО 

свернуть

Что нужно первокласснику в школу?

 Полный список покупок и маленькие хитрости

                                                 

        

Подготовка к учебному году у всех начинается в разное время: одни родители закупают школьные принадлежности за несколько дней до сентября, другие же отправляются “во все тяжкие” уже в начале июля. Ранцы, тетради, ручки, краски, форма — магазинные полки ломятся от ярких интересных предложений, и наша с вами задача: подобрать только самое лучшее.  С каким списком канцтоваров для школы идти по магазинам и что точно можно приобрести заранее рассказываем здесь.

Как узнать, что именно покупать?

Если от этого вопроса невольно бросает в дрожь, то поздравляем — ваш ребенок идет в первый класс. Переживать, к слову, совершенно не стоит: будущий классный руководитель обязательно даст список необходимых покупок.  Для самых ответственных родителей ниже мы даем информацию по школьным канцтоварам, которые можно приобрести заранее. Краткий чек-лист покупок — в конце статьи. Поехали!

Канцтовары

Пенал

Есть два вида футляров для карандашей и прочих принадлежностей:  - С одним отделением, по типу косметички;  - С несколькими секциями и фиксирующими резинками. 

Выбирать стоит вместе с ребенком, но имейте в виду: пеналы с фиксаторами внутри приучают складывать вещи (в этом случае, линейки, фломастеры и проч.) по своим местам. 

Чтобы школьник лишний раз не носил тяжелый портфель, разделите все принадлежности на две группы. Кисточки и краски в один пенал (здесь как раз можно использовать футляр в виде косметички), а самые важные и каждодневные предметы — в другой, с фиксаторами. Так ребенок не запутается во множестве отделений и не будет отвлекаться на внезапное раскрашивание обложки вовремя математики. 

Что складываем в пенал?

Простые карандаши

Для первоклашек обычно выбирают карандаши с мягким серым грифелем в количестве двух штук. Также вы можете купить набор сразу с несколькими вариантами жесткости: заодно определите, какой тип нравится вашему ребенку больше всего.  Механические карандаши — не лучшая идея для начальных классов.

Ручки

Нужны шариковые, синие (2 шт), красная и зеленая (по 1 шт), обязательно с резиновой прокладкой у носика для исключения появления мозолей на пальчиках.  Корпус школьной ручки должен быть средней толщины и удобно лежать в руке. Отличным вариантом для учебы считают модели с тремя гранями, чтобы те не скатывались с парты на пол.  Производители канцелярских товаров позаботились о ручках и для левшей. Такие имеют специальный изгиб и ряд других особенностей, которые помогают получить правильный почерк. 

Положите в пенал ребенку еще одну шариковую синюю ручку. Такая "запаска"  поможет выручить в беде одноклассника и обрести в его лице нового друга. 

К обязательным школьным канцтоварам также относят счетные палочки, закладки для книг и подставку, папку для тетрадей, мешок для сменки, точилку (лучше брать закрытую, дабы случайно не намусорить в классе), крупный ластик (захватите сразу 2 штуки) и цветные карандаши в наборе на 12 штук. 

Не спешите с покупкой школьного дневника: лучше дождаться наставлений классного руководителя и уже только потом отправляться на поиски.

Линейки

Пластиковые или деревянные? Этот извечный спор выигрывают всё-таки вторые, и вот какие для этого аргументы: 

·         Деревянные линейки в большинстве своем гипоаллергенны;

·         Реже необходимо обновлять, т.к. пластмасса ломается чаще. Отсюда вытекает третий пункт;

·         Менее травмоопасны. Сломанная деревянная линейка не будет иметь таких острых углов, как пластиковая;

·         Не размазывают остатки чернил и графита по бумаге, а впитывают их.

Плюс ко всему, деревянные линейки не изготавливаются кислотных оттенков, а значит, не отвлекают на уроках, и не имеют химического запаха. Обычно, в первый класс просят купить две линейки 15 см. и 20 см.

Ластик

Чтобы стирательная резинка именно удаляла простой карандаш, а не размазывала грифель по листу, стоит выбирать среди прочих мягкие ластики и светлого цвета (серый, белый). Для цветных карандашей подойдут более жесткие варианты.  В ластики, которые стирают чернила, добавлены частички пемзы. Обязательно научите детей пользоваться такой стирашкой, чтобы они не продырявили случайно лист тетради. 

Точилка

Для школы отличным вариантом будет небольшая легкая ручная точилка с закрытым корпусом или контейнером. Механические и электрические приборы слишком громоздкие и совсем не подходят для учебного процесса.  Покупайте точилки лучше сразу с запасом, две штуки.  Также продаются пеналы с наполнением, что, в принципе, лишает трудностей с закупкой ручек, ножниц и т. д. 

Что нужно в школе каждый день?

Тетради

В клетку и линейку по 12 листов, и тех и других по количеству — от 4 до 10 штук.  Обязательно обращайте внимание на плотность бумаги тетради. Если она будет слишком тонкой, то ребенок может сильно надавить на лист ручкой и случайно его порвать. 

Обложки

Вы скажете, что большой разницы между 5-рублевой и 10-рублевой обложкой нет, но только вот первую замените спустя месяц (если она не порвется раньше) на более крепкую, а вторая прослужит точно две четверти. И дело вовсе не в стоимости. 

 

Плотный материал, хорошо склеенные края, специальные липкие ленты, которые фиксируют обложку на разворотах — то, что определяет долговечность.  Рассмотрите все варианты, ибо сохранить внешний вид учебника из библиотеки гораздо важнее, чем сэкономить лишние 10 рублей. 

 

Кстати, А4 и А5 форматы стали более гибкими в плане размеров. Подобрать отдельную обложку можно и на тетрадь в 12 листов, и в 96 листов, и на разную толщину учебников.

Подставка для книг

Существует два типа подставок: переносные и стационарные. Первые — легкие, пластмассовые или металлические - часто просят купить для школы, вторые — настольные, с креплениями и более тяжелые - для дома. Зачем нужны? Если обеспечить ребенка таким незамысловатым аксессуаром, то можно быть уверенным, что процесс чтения проходит анатомически правильно. 

Ранец

Выбор ранца для первоклассника окутан множеством вредных выдумок. На что стоит действительно обращать внимание? 

                                                                           

 

 

·         Твердый каркас;

·         Анатомическая и ортопедическая спинка;

·         S-образные лямки в 4—7 сантиметров шириной;

·         Легкий вес (до 700 гр.);

·         Размер — не больше ширины плеч школьника и не ниже талии.

 

                                                                                              

 
 

 

Не совершайте покупку самостоятельно: ребенку, а не вам ходить с этим портфелем минимум один год, а значит, малышу должен нравиться его первый важный аксессуар. Так же проверьте наличие светоотражающих элементов как на спинке ранца, так и на лямках спереди. 

Сумка для обуви

В выборе мешка для сменки нет ничего сложного. Проверьте, крепкие ли лямки, постарайтесь подобрать влагоотталкивающий материал и прикиньте, какой дизайн 100% понравится вашему будущему школьнику или школьнице.

Собираемся на урок рисования

Казалось бы, что еще нужно на ИЗО кроме красок и альбома? Но не тут-то было. 

Краски

Из акварельных лучше всего лежат на бумаге медовые. Большая палитра не нужна, достаточно 12 цветов. 

Самый маленький набор гуашь — 6 баночек с черной белой, синей, зеленой, красной и желтой красками. Вот его-то как раз и нужно приобрести. Наборы по 12 и 24 оттенка первоклашке не требуются. 

Кисти

Ориентируйтесь на материал, из которого сделана сама кисть. Натуральный ворс (например, белка или пони), форма классическая — круглая. На уроке должна быть тонкая кисточка, средней толщины и крупная, по размеру все не больше №9. 

Для удобства покупки производители формируют специальные недорогие наборы, подходящие под эти требования. 

Стакан-непроливайка

Вы даже не представляете, сколько раз он спасет школьную форму ученика от случайных пятен и разводов. Крышка у стаканчика так прилегает к корпусу, что не откроется, если вдруг баночка упадет, но легко поддастся даже детской ручке. Выбрать непроливайку на одну секцию для воды или на две — решайте сами. 

Альбом или бумага для рисования

Есть альбомы для рисования на скобках и на пружине, а есть отдельные листы в папках. В идеале стоит купить все-таки второй вариант: так исключаются неаккуратные попытки вырвать рисунок.  Брать объемные альбомы в школу не стоит, достаточно 8-12 листов. 

Палитра

Какую палитру купить в школу? 

·         Во-первых, пластиковую (универсально подходит как для гуаши, так и для акварели);

·         Во-вторых, не только с круглыми ячейками, но и с прямоугольными.

Попробуйте самостоятельно подержать палитру в руках, чтобы понять, будет ли удобно с ней ученику. Что нужно для урока труда?

Клей

Обычный ПВА для основных работ, кисточки к нему и клей-карандаш для маленьких деталек. 

Ножницы

Как бы ни привлекали, порой, милые ножнички в виде панд, лисят и медвежат, не поддавайтесь на дизайн. Хороший инструмент, пускай и детский, должен быть сделан все-таки из металла, без острых концов и иметь небольшие кольца для захвата. Длина лезвий до 12 см. 

Пластилин

Крупные кусочки, наличие белого цвета и минимум 12 цветов — не скупитесь на оттенки. Лепка — это один из самых творческих процессов в школе, и препятствовать развитию фантазии будет чистым преступлением. И не забудьте дощечку: пластилин часто бывает марким. Одежду от пятен можно спасти при помощи фартука и рукавов

Цветная бумага и картон

Односторонние и двусторонние, глянцевые и матовые, тонкие и плотные — рынок пестрит разнообразными вариантами. Какая именно бумага нужна всегда подскажет преподаватель, но ввиду частых поделок запаситесь несколькими вариантами. По цветовой гамме это 12 или 24 цвета.

Мебель для первоклассника

Помимо школьных будней, новоиспеченный школьник проводит много времени за выполнением домашних заданий, и чтобы учеба была в радость, важно подобрать правильную мебель.

Кресло

Главные характеристики, которые стоит учитывать при покупке детского стула для учебы домой это: 

                                                                           

 

·         Регулируемая спинка;

·         Соответствие стандартам размеров согласно росту ученика;

·         Повторение физиологического строения позвоночника и его поддержание;

·         Надежная устойчивая конструкция.

                                                                             

 

Такой, казалось бы, необходимый элемент для взрослого человека как подлокотники, для ребенка не только не важен, но и может навредить осанке. Выбирая кресло (ведь иначе он будет буквально скатываться с сиденья).

Рабочий стол

Как правило, письменный стол, который покупают домой для школьника, совмещает в себе сразу несколько вариаций: это место и для выполнения уроков и для работы на компьютере. Дизайнов много, а основные характеристики одни и те же:

·         Глубина пишущей поверхности от 60 см;

·         Ширина стола — минимум 100 см;

·         Место для ног — 45–50 см.

Для растущего ребенка большим плюсом будет покупка стола с регулируемой высотой, но если рассматривать обычные варианты, то отличной и выгодной альтернативой может стать подставка для ног. 

 

Итого у нас получается:

Дневник

Тетради до 20 шт.

Обложки для тетрадей

Обложки для учебников

Пенал

Линейки 2 шт.

Простой карандаш 2 шт.

Набор цветных карандашей 12 шт.

Ручки шариковые синие 2 шт.

Ручка шариковая красная

Ручка шариковая зеленая

Счетные палочки

Закладки (под количество учебников)

Подставка для книг

Папка для тетрадей

Ранец

Мешок для сменки

Ластик 2 шт.

Точилка 2 шт.

Школьный дневник

Стакан-непроливайка

Краски на 12 или 24 цвета

Кисти 3 шт.

Альбом или бумага для рисования 8 или 12 листов

Палитра

Клей ПВА

Кисть для клея

Клей-карандаш

Цветная бумага на 12 или 24 цвета

Цветной картон

Ножницы

Пластилин

Дощечка для лепки

Фартук

Кресло или стул для учебы

Стол

 

свернуть

Советы родителям первоклассников

 Советы родителям первоклассников

Самые сложные занятия для первоклассника - это не решение задачек и не подсчет палочек и яблок, а... письмо. Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски. Ну как запомнишь все эти закорючки и хвостики? А если и запомнил - то почему они упорно не хотят походить на аккуратную «ж» из школьной прописи, а норовят превратиться в многоногое чудовище? Не стоит ахать, увидев первые строчки своего школьника, и ни в коем случае не давайте ему понять, что он плохо справляется с прописью. Лучше скажите - отличный результат, у меня поначалу выходило хуже, давай поспорим, что уже через две недели ты будешь писать точь-в-точь как Марья Ивановна? Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни.

Вторым по сложности предметом для первоклассника, в зависимости от его наклонностей и уровня подготовки, будет либо математика, либо чтение. Если любимую книжку сказок ваш малыш уже в шесть лет читал без всяких проблем, скорее всего, ему понадобится помощь со сложением и вычитанием яблок. Ну, а если к чтению всерьез приступил совсем недавно, то читать он будет с напряжением всех физических сил.

Поэтому важно помнить, что продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока, и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).

Эффективность работы маленького школьника так же подвержена суточному режиму, как и ваш рабочий день. Установлено, что первый урок приходится на период врабатывания в учебный процесс, второй урок - пик работоспособности. Высокое напряжение умственных сил у первоклашки не бывает долгим, и уже к третьему уроку работоспособность падает, а на четвертый урок остается минимум внутренних резервов. Школьные предметы должны попадать в эту схему по уровню их сложности, письмо оптимально расположить на втором уроке, первый и четвертый оставить для самых легких, ознакомительных предметов.

свернуть

Памятка родителям первоклассников

  • Поддерживайте ребёнка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьёзное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.
  • Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возникшие у ребёнка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.
  • Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
  • Учение – это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.
свернуть

Несколько правил для родителей

Правило  1:  не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.

Правило  2:  рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к учебной деятельности. Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен  быть рабочий порядок.

Правило  3:  следует отводить на приготовление домашних заданий 1-1,5 часа. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей. Если ребенок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему.

Правило  4:  необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и его сложности.  С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.

Правило 5:  каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило  6:  все  достижения  ребенка  нужно  считать  важными.  Это  придаст  ему  уверенности,  повысит  в  его  глазах  значимость  выполненной  работы.

Правило  7:  родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка должны быть позитивными.

Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе.
  • Составьте с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе  обучения.
  • Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха.
  • Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо!») способны повысить интеллектуальный уровень человека.
  • Обращайтесь за консультацией к учителю и школьному психологу.
  • Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
свернуть

Самостоятельность ребёнка

Итак, основной урок, который должен усвоить ваш малыш - самостоятельность. В связи с этим несколько конкретных рекомендаций:

  1. С самого начала не стоит делать уроки с ребенком или, тем более, за него. Достаточно пару раз посидеть с ним рядом, и он к этому привыкнет на все ближайшие годы. И не стоит потом удивляться, придя вечером с работы, что чадо за уроки и не принималось, мотивируя это тем, что взрослых не было дома. Или тому, что ребенок прослушал объяснения учителя на уроке. А зачем? Папа вечером все объяснит заново. Или тому, что в один прекрасный момент услышите такие аргументы, как «а ты мне этого не объяснял» или «а ты сама неправильно решила». Вы сами дали в его руки железное алиби всех его неудач в школе. Не надо поддаваться на уговоры о помощи и тем более, самим навязывать свою помощь. Это заставляет ребенка поверить, что он сам абсолютно беспомощен. Попробуйте сразу объяснить ему, что у вас есть работа, в которой вы разбираетесь, а у него - учеба. И каждый отвечает за свое дело.
  2. Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не просит. Разумеется, ребенку иногда может понадобиться ваша помощь, но она не должна перерастать в систему, где ответственность за все ошибки перекладывается на плечи родителей. Больше половины всех учеников не могут избавиться от этой привычки даже в старших классах.
  3. Постарайтесь не надоедать ребенку вопросами и упреками по поводу его отметок. Вряд ли найдется родитель, который, вернувшись с работы, не спросит первым делом: «Ну как, уроки сделал? А какие у тебя сегодня отметки?». У ребенка постепенно складывается ощущение, что взрослых интересует не он сам, а его успехи в школе. А, между тем, для детей этого возраста это совсем не самое главное в жизни. С ним за день происходила масса самых интересных и очень важных вещей. И так хочется поделиться! Но маму с папой интересует совсем другое. А если еще, не дай бог, отметки за день не самые лучшие, то обо всех этих, повторяю - очень важных событиях - и начинать говорить не стоит: мама с папой будут только недовольны. Родителям почему-то кажется, что вопросом об отметках они проявляют свою заботу, а так же ускоряют процесс адаптации к школе, дисциплинируют ребенка. На самом деле, эффект получается обратным: дети злятся, делают все, что угодно, кроме уроков, атмосфера в доме накаляется... Лучше спрашивать не об оценках (он о них и сам расскажет), а о том, что же было интересного в школе, что было трудно, а что легко, может быть малышу что-то не нравится. Таким образом вы соберете гораздо больше информации о делах в школе, ребенок не закроется в ответ на прямой вопрос об оценках и уроках. И самое главное: вы покажете ему, что вы с ним заодно, вы рядом и всегда готовы помочь и посочувствовать. Чаще всего ребенку от вас нужно не объяснения таблицы умножения или склонений глаголов, а просто внимание. А с уроками он и сам справится прекрасно.
  4. Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки, выяснять отношения и комментировать его действия. Фразы типа «Если бы ты хорошо слушал в школе, то смог бы решить эту задачу» или «Если бы ты не отвлекался все время, то давно бы сделал уроки» сосредоточенности и вниманию не способствуют. Зато они постепенно убивают в ребенке уверенность в своих силах, сбивают его и явно замедляют процесс приготовления домашних заданий. Если уж быть до конца честными перед собой, то таким образом вы «спускаете собственные пары», срываете зло на свою же беспомощность.
  5. Удобное время для занятий лучше выбрать вместе с ребенком. Пусть он активно и сознательно поучаствует в этом процессе на равных с вами. Уверяю вас, что ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие в установлении правил. Режим, таким образом, не будет навязан ребенку (что может только усилить его негативизм, протест против давления и желание все сделать наоборот), а согласован с ним, как со взрослым. Не стоит навязывать жесткую схему: «Сначала уроки, потом - все остальное». Нужно ли вам, чтобы уроки воспринимались, как наказание? Например, в теплое время года сразу после школы лучше погулять, а уж потом садиться за стол. Зимой, наоборот, лучше сначала позаниматься, а потом садиться за компьютер или телевизор.

Если же у ребенка возникают действительно серьезные проблемы со школой, то скандалами и жесткой дисциплиной тут точно не поможешь. Когда родители проявляют повышенный интерес к учебе, дети часто намеренно отказываются заниматься, отказываются оправдывать их надежды. Это своего рода, протест против давления, проявление чувства независимости. Очень часто неудачи в школе, нежелание учиться бывает вызвано причинами, не имеющими ничего общего с умственными способностями ребенка, например, не сложившимися отношениями в классе или с учителем. В этом случае бывает очень тяжело разобраться в ситуации, тем более, если ребенок замкнулся из-за того, что вы интересуетесь только его отметками и ругаете за них. В этом случае не мешает помнить, что почти в каждой школе сейчас работает детский психолог, и разрешение подобных ситуаций входит в его прямые обязанности.

свернуть

Портфель

Еще неделю назад предстоящая школьная жизнь казалась безоблачной и радостной, учебные будни таяли в розовом свете под звуки жизнерадостных маршей и напутственных речей. Но вот день за днем пробежала первая неделя. А с ней пришли и новые проблемы для первоклассника и для его родителей. Причем многие из этих проблем решаются просто - если ребенок научится с первых дней правильно распределять свое время, даже правильно собирать портфель...

Новенький школьный портфель или рюкзак требует особого отношения.

Самое замечательное свойство портфеля - он открывается. Портфель - это вместилище вещей наподобие горшочка из-под меда, который Винни-Пух подарил на день рождения ослику Иа. Малышу теперь надо собирать его каждый день, и он должен научиться делать это самостоятельно. Хорошо, если ребенок освоил пространство портфеля еще до начала учебного года. А если нет? Для многих первые двадцать минут урока оборачиваются полной волнений и неожиданностей поисковой экспедицией в портфельные недра.

Даже если вы разумные родители и приобрели малышу рюкзачок, отделения которого поддаются счету, а замки открываются без секретного шифра и без использования инструментов для взлома, простой родительской инструкции: "Здесь у тебя лежит то-то, а здесь - то-то", - недостаточно. Чтобы маленький первоклассник в течение учебного года легко собирал портфель, ему надо потренироваться: несколько раз произвести действия, напоминающие те, которые совершал ослик Иа с лопнувшим воздушным шариком. Он должен сам убедиться, как вещи "входят и выходят" из его школьной сумки.

Существенную часть содержимого портфеля определяет учитель. Список, озвученный на первом родительском собрании, пополняется в течение двух-трех первых недель учебного года.

Свое место должны найти пенал, линейка, цветные карандаши. Они тоже приобретались родителями по своему вкусу. И вот что выяснилось в первую же неделю. Некоторые мамы и папы не подумали о том, что покупают первокласснику инструмент, а не новую игрушку. И у новоиспеченного школьника в портфеле оказался пенал, который закрывается и открывается при помощи пульта, имеет на крышке встроенный будильник, кукарекающий каждый час, и исполняет полонез Огинского при попытке вынуть ручку.

Ходить с такой вещью в школу - дело рискованное. Игрушка в портфеле начинает пищать в момент, когда учитель наконец-то добился в классе тишины... В общем, обладатель музыкального пенала рискует оказаться за дверью.

Это относится и к карандашам, начиненным десятью грифелями и громко выстреливающим их, и к другим достижениям технического прогресса в области канцелярии.

Урок № 1: главное положительное качество школьных вещей - ограниченность их возможностей. Пенал должен быть прост в обращении и компактен, чтобы не занимать половину рабочей поверхности парты. В нем могут лежать две синие ручки (одна запасная), два простых карандаша, ластик (размером не больше кусочка сахара) и два цветных карандаша - красный и синий. Все остальные богатства в виде набора фломастеров или карандашей двадцати оттенков должны покоиться в отдельном футляре и доставаться только в случае необходимости.

Урок № 2: В портфель не стоит класть сотовый телефон. Эту рекомендацию можно распространить и на любые дорогие вещи. Всякая вещь в школе может потеряться, забыться или быть украденной. Заботящаяся о детях администрация устанавливает в вестибюлях бесплатные телефоны-автоматы. В случае крайней необходимости можно всегда позвонить из канцелярии или из учительской. То же относится и к дорогим наручным часам, которые ребята обычно снимают перед занятиями физкультурой и имеют обыкновение забывать в раздевалке.

Урок № 3: А вот о чем не следует забывать, так это о небольшом рулончике туалетной бумаги. Каких бы евроремонтных высот ни достигали школы, туалетная бумага в школьных туалетах вечно пропадает. А для первоклассника школьный туалет - серьезное испытание. Если уж невозможно избавить малыша от этого стресса, то требуется его хотя бы смягчить. Правильно, чтобы в портфеле еще лежала и пара бумажных салфеток - иногда нужно вытереть руки или нос (носового платка недостаточно или просто не оказалось).

Урок № 4: Нужны и специальные упаковки для завтрака: если в портфеле что-то разлилось или раздавилось, с этим стихийным бедствием малыш не в состоянии справиться.

Урок № 5: Игрушкам без разрешения взрослых в портфеле делать нечего. Лучше, чтобы дети вообще не брали с собой в школу ни машинок, ни кукол, ни роботов. Всегда существует опасность, что они будут использованы не только на перемене для обмена и завоевания симпатий одноклассников, а будут отвлекать ребенка и на уроке. А это чревато осложнениями отношений с учителем и потерей игрушки.

свернуть

Памятки по выполнению домашних заданий

1. Как научиться правильно списывать:

  • Прочитай предложение.
  • Выяви смысл непонятных слов.
  • Найди буквы, написание которых нужно проверять. Вспомни правило, подбери проверочные слова.
  • При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
  • Проверь свою запись по учебнику, читая каждое слово по слогам.

2. Как подготовиться к диктанту по учебнику:

  • Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
  • Найди в каждом предложении слова, написание которых нужно проверять. Подумай, как проверить.
    ПОМНИ: сначала нужно узнать, в какой части слова находится проверяемая буква.
  • Обрати внимание на знаки препинания.

3. Как подготовиться к письму по памяти:

  • Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
  • Обрати внимание на точность употребления слов в тексте.
  • Выучи текст наизусть.
  • Найди слова, написание которых нужно проверять.
  • Закрой учебник и еще раз повтори текст.
  • Напиши текст и проверь запись по учебнику.

4. Как сделать звуко-буквенный разбор слова:

  • Напиши слово, поставь знак ударения.
  • Определи, сколько в слове слогов.
  • Сколько в слове звуков и сколько букв?
  • Сколько гласных букв и сколько согласных букв?
  • Какой звук обозначают согласные буквы: звонкий или глухой, твердый или мягкий.
    ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ: льдинка - 2 слога,6 звуков, 7букв; [л] - звонкий, мягкий; [д] - звонкий, мягкий; [н] - звонкий, твердый; [к] - глухой, твердый.

5. Как разобрать слово по составу:

  • Найди в слове окончание. Для этого замени слово: поездка, поездку, поездкой, а - изменяемая часть. Это окончание. Обведи рамочкой окончание а: поездка.
  • Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, поезд, съезд), сравни их и выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком корень: поездка.
  • Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой: езда, подъезд. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком приставку: поездка.
  • Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования новых слов. Выдели значком: поездка.

6. Как разобрать предложение по членам речи:

  • Определи, о ком или о чем говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Подчеркни подлежащее одной чертой.
  • Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал?(или другие вопросы к словам, которые обозначают действие предмета). Слово, которое отвечает на такие вопросы, - это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
  • Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками: Вертолет летел над широкой рекой.

7. Как составить план текста:

  • Раздели текст на законченные части.
  • Кратко назови основную мысль каждой части текста. Это и будут пункты плана.

8. Как подготовиться к изложению:

  • Прочитай текст. Определи его тему в основную мысль.
  • Найди в тексте опорные слова.
  • Составь план.
  • Найди буквы, которые нужно проверять. Объясни, почему так пишутся слова.
  • Еще раз прочитай текст. Обрати внимание на точность употребления слов и словосочетаний.
свернуть

Состав числа

Состав чисел первого десятка