ШАГ 1 "Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность"

24.09.2020

Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-10 классов был проведен классными руководителями сегодня в нашей школе.
Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»

В ШАГе 1 «МЫ УЗНАЁМ» учащиеся познакомились с информацией о правах и обязанностях граждан нашей страны.
В ШАГе 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» классные руководители организовали обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Активный – значит ответственный». Ведущие обратили внимание, что каждый гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности. Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность. Никто не может быть освобождѐн от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц. Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на несовершеннолетнего подростка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан.
Учащиеся ответили на вопросы ведущих:
- Как Вы думаете, почему государство, в котором у всех будут только права, не сможет существовать? 
- Как Вы думаете, зачем обществу нужны и правовые, и моральные нормы? Почему правовые нормы не должны вытеснять моральные нормы?
- Статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Что такое обязанности? Какие обязанности у Вас как у учащихся? Где перечислены Ваши обязанности как учащихся?
В фокусе обсуждения: единство прав и обязанностей, уважение к законам государства, мораль, право, нравственность, совесть, правовой статус.
Блок «Учимся понимать друг друга»
- Как Вы думаете, чем опасны конфликтные ситуации?
- Знаете ли вы о возможных правовых последствиях неконструктивно разрешенных конфликтов?
- Что в вашем понимании «ответственное поведение в конфликтной ситуации»?
- Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество). Как Вы считаете, нужна ли в школе служба медиации?

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущие подвели итоги, а также познакомили учащихся с новой версией Детского правового сайта, на котором стартовал просветительский проект «Детская правовая библиотека», направленный на доступное восприятие детьми норм белорусского законодательства и предложили учащимся присоединиться к инициативам НЦПИ – стать активными пользователями Детского правового сайта.